Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

Николай Бездетное, (Валерий Алецеев_ Неплохо выручал корабельный бас­ сейн. Небольшой, но очень своеобразный. Все ледовые сотрясения ледокола пере­ даются воде бассейна и, через воду, чело­ веку. В таких случаях, все внутренности колышутся как одно целое с водой и от­ носительно друг друга, и кажутся уже не твоими, утерявшими связь друг с другом. Получается какой-то специфический вну­ триутробный массаж, неустановленной полезности. От превалирующей суммы неблаго­ приятных факторов, к концу похода, начал заметно слабеть. При плохом сне и интен­ сивных полётах стал реже ходить в столо­ вую. При первой возможности старался залечь в постель. В конце концов, в тече­ нии суток удовлетворялся только одним завтраком. Аппетит пропал. Но полёты не прекращал. В полётах стало жить лучше, в полётах можно было как-то отдыхать от корабля. Наконец, капитан объявил, что идём в Мурманск для пополнения вертолётным топливом и сразу же снова в поход на про­ водку судов. Сказал, что без нашего верто­ лёта ледокол обойтись уже не может, что я буду оставлен на ледоколе по его просьбе, правительственным решением. Я возра­ зил, сославшись на пошатнувшееся здоро­ вье, которое, если этим пренебречь сейчас, может привести к эвакуации меня с кора­ бля на носилках. Это подействовало. На­ чался полярный день. Зная, что дневную вахту ледовой разведки отлично выполня­ ют вертолёты Ми-2, я с корабля улетел в подмосковные Люберцы. За лето здоровье поправлялось с тру­ дом, особенно зрение. Не врачи, а корре­ спондент газеты «Известия» объяснил мне суть со мной происшедшего. Оказывается, моряки, три месяца плавающие в услови­ ях полярной ночи, приобретают трудно­ излечимые неврозы. Сильнее всего ска­ зывается полное отсутствие именно сол­ нечного света, играющего большую роль в выработке способности человеческого организма усваивать ряд важных жизнео­ беспечивающих витаминов. Сразу стали понятными периодические смены капи­ танов ледокола, да и многих членов его команды. Процесс замены специалистов был прост, через грузовые корабли, под­ ходящие из Мурманска самостоятельно к кромке льдов, где их и поджидал ледокол, и корабли, которые, вырвавшись с нашей помощью из ледового плена, уходили в Мурманск. Так же покидали ледокол и случавшиеся больные. С больными мне несколько раз пришлось летать в Амдерму. Этот аэропорт всегда был закрыт то по ви­ димости, то по ветру, но наш санитарный рейс принимали. Понимая, что, приняв меня, обеспечив посадку, аэропорт не смо­ жет разрешить мне взлёт для возврата на корабль с официально закрытого для полё­ тов по погоде аэродрома, я, кроме больно­ го и сопровождающего его корабельного врача, брал с собой и своего руководите­ ля полётов, Вадима Ицковича. Первый же прилёт в Амдерму чуть было не ослож­ нился категорическим запретом на взлёт для обратного полёта. Долго ждать было нельзя, ледокол уходил всё дальше и даль­ ше, а мы и так летели в Амдерму почти на предельную дальность. Ицкович, как я заранее и предполагал, через Москву бы­ стро устранил проблему. Обратный вылет на ледокол был разрешён Москвой. Вернусь к началу нашего морского по­ хода для освещения некоторых важных на мой взгляд лётных психологических мо­ ментов. После того, как ледокол «Сибирь» с нашей авиационной группой на борту вы­ шел из Мурманского порта базирования, Кольским заливом прошёл в Баренцево море и подошёл к кромке льда, где его уже 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz