Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

философия лётной безопасности лая, сплошная стена снега. Ни до этого, ни потом, я никогда ничего подобного не видел. Сразу понял, что локатор засёк, а я, обманувшийся, завёл вертолёт в самый центр мощнейшего, снежного заряда. Не­ медленно, но очень плавно, опасаясь са­ мовыключения двигателей, развернулся на обратный курс, в такой плотности сне­ га этот вертолёт ещё не испытывался и не ясно было, как он себя поведёт. Всё обо­ шлось, а штурман научился по каким-то неясным для меня признакам заблаговре­ менно отличать локационные метки плот­ ных снежных зарядов от меток кораблей. Часто снег выпадал не в виде при­ вычных хлопьев, а какими-то мелкими ко­ лючими льдинками, моряки их называли «иглами». Если такой снегопад ухудшает видимость и вынуждает набирать высоту, то, с удивлением замечаешь, что на высоте 300-500 метров оказываешься за облака­ ми. Осадки формируются на непривычно малой высоте. А за облаками, невероятной красоты и постоянного разнообразия, по форме, цвету и динамике изменения всего этого, полярные сияния, легко переклика­ ющиеся с человеческими фантазиями. И заметна связь - чем хуже погода внизу, тем интереснее заполярное ночное фосфорес­ цирующее заоблачье. После трёх месяцев интенсивных полётов закончился запас вертолётного топлива и ледокол, по полярно морскому выражению, стал спускаться с высоких широт к Мурманску, вошёл в воды свобод­ ные ото льда. Появилось подобие сумерек, и я с ужасом понял, что очертания волн, пенные гребешки на их верхушках вижу не чётко, размыто. Возможно, сказался не только красный подсвет приборов. Каюты (кубрики) лётного и техниче­ ского состава находились в особой тря­ сучей зоне корабля. Характер вибрации, бьющегося во льдах ледокола, не испы- тавшии этого человек правильно предста­ вить себе, только с чужих слов, не сможет. Это вибро-какофония какая-то. Если по­ пытаться рассмотреть и проанализировать вибрацию в одной точке, например, в ка­ юте лётчиков, в месте их отдыха, то полу­ чишь целый букет амплитуд от мизерных и до 10-15 сантиметров, и частот от зуда до частоты быстрого человеческого шага с нередкими мощными ударными вкрапле­ ниями. А, главное, нет какой-то постоян­ ной плоскости этих вибраций и бросков. Коротко можно сказать так: разнообразная вибрация в непрерывно переменных пло­ скостях. За всё время похода я не смог к этому привыкнуть. Из-за этого стал плохо спать. Вместо сна, какое-то полубредовое, изматывающее состояние. Один раз пожа­ ловался судовому врачу, он дал какие-то таблетки. Одну проглотил и полностью «отрубился», не чувствую себя, ни рук, ни ног, ни головы, кстати и вибрацию тоже. Очнулся через какое-то длительное вре­ мя, хорошо отдохнувшим, но испугался такого сногсшибательного эффекта этих таблеток. Опасался каких-либо побочных влияний на мой вестибулярный аппарат, на голову. Больше таблеток не принимал. Был ещё один отрицательный и не­ ожиданный аспект для моего здоровья. Постоянное отсутствие солнечного света сначала меня никак не волновало. Смеш­ ными казались мероприятия, проводимые судовым врачом. Он, иногда собирал мо­ ряков и авиаторов, кого мог, в большом спортивном зале. Все раздевались до пла­ вок, надевали тёмные, специальные очки и становились в большой круг, лицами к центру. Врач в середине круга включал ультрафиолетовую лампу. Узнав, что это мероприятие должно было заменять сол­ нечный свет, я, от дремучей медицинской необразованности, больше не посещал эти сборы и, как потом выяснилось, зря. 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz