Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
философия лётной безопасности лая, сплошная стена снега. Ни до этого, ни потом, я никогда ничего подобного не видел. Сразу понял, что локатор засёк, а я, обманувшийся, завёл вертолёт в самый центр мощнейшего, снежного заряда. Не медленно, но очень плавно, опасаясь са мовыключения двигателей, развернулся на обратный курс, в такой плотности сне га этот вертолёт ещё не испытывался и не ясно было, как он себя поведёт. Всё обо шлось, а штурман научился по каким-то неясным для меня признакам заблаговре менно отличать локационные метки плот ных снежных зарядов от меток кораблей. Часто снег выпадал не в виде при вычных хлопьев, а какими-то мелкими ко лючими льдинками, моряки их называли «иглами». Если такой снегопад ухудшает видимость и вынуждает набирать высоту, то, с удивлением замечаешь, что на высоте 300-500 метров оказываешься за облака ми. Осадки формируются на непривычно малой высоте. А за облаками, невероятной красоты и постоянного разнообразия, по форме, цвету и динамике изменения всего этого, полярные сияния, легко переклика ющиеся с человеческими фантазиями. И заметна связь - чем хуже погода внизу, тем интереснее заполярное ночное фосфорес цирующее заоблачье. После трёх месяцев интенсивных полётов закончился запас вертолётного топлива и ледокол, по полярно морскому выражению, стал спускаться с высоких широт к Мурманску, вошёл в воды свобод ные ото льда. Появилось подобие сумерек, и я с ужасом понял, что очертания волн, пенные гребешки на их верхушках вижу не чётко, размыто. Возможно, сказался не только красный подсвет приборов. Каюты (кубрики) лётного и техниче ского состава находились в особой тря сучей зоне корабля. Характер вибрации, бьющегося во льдах ледокола, не испы- тавшии этого человек правильно предста вить себе, только с чужих слов, не сможет. Это вибро-какофония какая-то. Если по пытаться рассмотреть и проанализировать вибрацию в одной точке, например, в ка юте лётчиков, в месте их отдыха, то полу чишь целый букет амплитуд от мизерных и до 10-15 сантиметров, и частот от зуда до частоты быстрого человеческого шага с нередкими мощными ударными вкрапле ниями. А, главное, нет какой-то постоян ной плоскости этих вибраций и бросков. Коротко можно сказать так: разнообразная вибрация в непрерывно переменных пло скостях. За всё время похода я не смог к этому привыкнуть. Из-за этого стал плохо спать. Вместо сна, какое-то полубредовое, изматывающее состояние. Один раз пожа ловался судовому врачу, он дал какие-то таблетки. Одну проглотил и полностью «отрубился», не чувствую себя, ни рук, ни ног, ни головы, кстати и вибрацию тоже. Очнулся через какое-то длительное вре мя, хорошо отдохнувшим, но испугался такого сногсшибательного эффекта этих таблеток. Опасался каких-либо побочных влияний на мой вестибулярный аппарат, на голову. Больше таблеток не принимал. Был ещё один отрицательный и не ожиданный аспект для моего здоровья. Постоянное отсутствие солнечного света сначала меня никак не волновало. Смеш ными казались мероприятия, проводимые судовым врачом. Он, иногда собирал мо ряков и авиаторов, кого мог, в большом спортивном зале. Все раздевались до пла вок, надевали тёмные, специальные очки и становились в большой круг, лицами к центру. Врач в середине круга включал ультрафиолетовую лампу. Узнав, что это мероприятие должно было заменять сол нечный свет, я, от дремучей медицинской необразованности, больше не посещал эти сборы и, как потом выяснилось, зря. 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz