Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
Николай Бездетное, (Валерий Алецеее_ рассчитывали американцы, запланировав нам очередной ущерб нашими же руками, да попутно проверив «управляемость» со ветской научной инженерной элиты. И на чались наши лётные страдания. Сразу же, в любом ночном полёте можно было заме тить неладное. Вертолёты, как ни говори, по многим причинам, в основном из-за не умения эксплуатантов правильно баланси ровать несущие винты, имеют предраспо ложенность к вибрациям и тем большей, чем больше скорость полёта. Так вот, на вполне исправном вертолёте на котором ты только что отлетал до максимально до пустимых скоростей днём без каких-либо претензий к его вибрации, ночью с удив лением замечаешь, что на скоростях, где вибрация незначительно и вполне допу стимо повышается, красные цифры шкал приборов, красные стрелки размылись и перестали читаться. Стоит только в кабине включить общий плафон белого света, как напряжение глаз пропадает, приборы спо койно читаются и даже ощущение своим корпусом вибрации как будто уменьшает ся. Ясно, что это уже из психологических аспектов, но это так. Вспомнилось, как, однажды, моя се милетняя дочь, Ольга, подойдя ко мне и коротко размахивая детским журналом «Мурзилка», на обложке которого было много ярких, разноцветных геометриче ских фигур, спросила: «Папа, а почему, когда трясёшь журнал, нечёткими дела ются только красные фигурки?» Сражён ный этим, простейшим, но и гениальным, физическим опытом и её наблюдатель ностью, сделав умный вид, стал объяс нять, из каких цветов состоит белый (наш дневной) свет. Сказал, что красный цвет, из всех, обладает самой длинной волной своего распространения. Поэтому он ещё «долго» идёт из того места, где был, но уже исчез его источник. Я не был уверен в правильности такого моего объяснения обнаруженного ею факта. Уж очень малы были расстояния. Но идентичность этого эффекта с возникновением не читаемости приборов в ночном трясучем полёте счи таю абсолютной. Нет, не безобиден красный подсвет приборов ночью в своей кабине. Можно заранее предвидеть возможность оказать ся без приборных показаний («ослеп нуть») в случаях различных частичных от казов техники, связанных с увеличением вибрации. Или при частичном поражении боевого вертолёта. Лучше бы это дости жение было у потенциального противни ка. Легче было бы его победить вплоть до использования специальных ракет, на строенных на красный свет. Видимо это и было целью американцев. А в полярной постоянной ночи, когда по 6-7 часов в сут ки пользуешься красным подсветом, то явно чувствуется, что это ненадолго, с точ ки зрения полного исчерпания здоровья глаз. Конечно же, приходилось спасаться белым кабинным плафонным, светом, ког да это позволяла обстановка. Но при этом говорить о какой-либо видимости зака- бинного пространства не приходится, да и видеть-то в такие моменты в заполярных ночных облаках было нечего. Как-то, на основном направлении ле довой разведки локатор выдал метку цели типа корабельной. По радио со своим ко раблём узнал, что в том месте наших кора блей нет. Решил выяснить, что бы это мог ло быть. За 10 километров выключил все бортовые огни, занял высоту 50 метров и на большой скорости стал сближаться, глупо рассчитывая на внезапность, если это чужой корабль. Вода-то, хотя и подо льдом, но всё равно нейтральная. За 300 метров до цели, штурман Рябов, по моей команде, включил одновременно все про жекторы. И в глаза сразу ударила ярко-бе- 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz