Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

философия лётной безопасности когда над ровным, молодым льдом, при слабом тумане постепенно начала ухуд­ шаться видимость в лучах света. Стараясь её как-то продлить, надеясь на улучшение за счёт выхода на старый, торосистый лёд, перевёл луч штатной посадочной фары влево и вперёд градусов под 40 так, что­ бы в поле зрения слева на поверхности льда всегда находился световой эллипс с чёткими границами тьмы и света. При этом основные прожекторы всё более и более начали экранировать. Удаление от корабля было достаточно большим, зада­ ние выполнено, и можно возвращаться. Создав левый крен 15 градусов и, наблю­ дая за световым пятном, которое при кре­ не уменьшилось и очертилось ещё чётче из-за уменьшения геометрической длины светового луча, стал разворачиваться на обратный курс. В какой-то момент об­ ратил внимание на размывание границ пятна и увеличение до него расстояния. Подумал, почему это вертолёт стал наби­ рать высоту, я же не менял режим полё­ та, не увеличивал мощность двигателей. Мгновенно переключился на приборы и с удивлением обнаружил себя в совершенно неожиданном правом, самопроизвольно возникшем и увеличивающемся, крене. Немедленно перешёл полностью на при­ боры с набором высоты. Это был самый опасный момент за всю первую полярную экспедицию. А случилось, как это часто бывает, сочетание ряда неблагоприятных обстоятельств, часть из которых я допу­ стил сам и которые, если бы их было чуть больше, могли бы взять надо мной верх. Неконтрастная поверхность льда, плохая видимость, малая высота полёта, увлечён­ ность световым пятном, которое уже не давало представления об ориентации по плоскости ледовой поверхности, а только о её удалении, и предательский отказ авто­ пилота по каналу выдерживания заданной позиции по крену. Если бы автопилот от­ казал полностью, то я непременно заметил бы это сразу по очень характерным при­ знакам. И только такой отказ, незаметный, с плавным, самопроизвольным изменени­ ем крена в момент сочетания с внешними отвлекающими условиями, представлял очень реальную угрозу. Как будто судьба специально подбирала момент для жесто­ кой проверки моей бдительности. И надо признаться, это испытание я выдержал не блестяще. Крен изменился на 30 градусов (от 15 левого до 15 правого) без моей санк­ ции и контроля. Было от чего тогда остро переживать эту ситуацию. Ведь знал же, что нельзя в полёте цепляться глазами за плохо видимые ориентиры. Но уж так, ви­ димо, устроен человек, что чужие советы, не своя теория требуют проверки на себе. Никто из экипажа ничего не заметил, а я в результате сделал много полезных выво­ дов, т.е. многому научился. Вообще, уме­ ние учиться не на очень жестоких, не на очень ущербных примерах тоже важно в формировании благополучной судьбы лёт­ чика. Кажется, такое «безобидное» обстоя­ тельство, как красный подсвет приборов кабины пилотов не может никому и ничем помешать. Более того, его и сделали-то, как будто, из благих побуждений, а имен­ но, для уменьшения времени привыкания (адаптации) глаз лётчика при переходе от визуального к приборному полёту в ноч­ ных условиях, при переводе взгляда от светлого фона к тёмному. Возможно, сра­ ботал чиновничий подражательный ин­ стинкт. Якобы, американцы уже начали переходить именно на такой подсвет. Но американцы, как только убедились, что русские влезли в красный подсвет с го­ ловой, немедленно эту чушь оставили, а нам, вероятно, было уже неудобно оста­ новиться и поправиться. На это, видимо и 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz