Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

Николай Бездетное, (Валерий Алецеев_ себе в полёте в два раза большего в сумме внимания, чем на вертолёте. Так вот. Уходил в облака или за обла­ ка и там «отдыхал». Но минут через 5-10, уже, в другом районе моря, нужно было снова устанавливать визуальный контакт со льдом. Порядок пробивания облаков вниз был заранее продуман и заключался в следующем. По радиовысотомеру опу­ скался до 50 метров и включал все прожек­ торы. Если свет, кроме мощного светового экрана, ничего не высвечивал, то снова набирал высоту до следующей попытки. Если, хотя бы очень незначительно, визу­ ально угадывалась поверхность льда, то опускался до 15-20 метров. Восстановле­ ние визуального контакта с ледовой по­ верхностью, из-за частоты этих случаев и их эмоциональной напряжённости, ког­ да вертолёт снижается и приближается к невидимой близкой опасности, обременя­ ло меня, своей особой ответственностью, больше всего. В конце концов, пришлось эту тактику изменить. Сначала стал подни­ маться не выше 50 метров и, оставаясь на этой высоте, периодическими включения­ ми прожекторов, определял возможность, уже визуального, снижения. Этот метод немного упростил сохранение контакта с подстилающей, пролетаемой поверхно­ стью, но, по-прежнему, много времени приходилось находиться в отрыве от неё. Через некоторое время, при утере визуаль­ ного контакта, научился оставаться на вы­ соте 20 метров. В этих случаях большую часть внимания уделял показаниям ради­ овысотомера, вариометра и локационной перспективе. Экранное устройство нахо­ дилось перед правым сидением (перед штурманом). Резиновый тубус для глаз оператора, используемый в светлое время, был снят и я, со своего левого сидения, от­ лично видел всё экранное изображение и всегда превосходно этим пользовался. По­ могал и автопилот, автоматически выдер­ живающий заданную барометрическую высоту. Оставалось только периодически включать прожекторы. Общее время ви­ зуального контакта со льдом в каждом полёте, к удовольствию гидролога, увели­ чилось до максимально возможного, а мои физические затраты при этом, во всяком случае, не очень на много. Морские условия с отсутствием пре­ пятствий позволяют полезно пересмо­ треть отношения к полётам по приборам на предельно малых высотах на вертолё­ тах, оснащённых бортовыми радиолока­ торами. Конечно, необходимы четкие на­ работки по обеспечению гарантированной безопасности выполнения таких полётов, и официальные признания их авиацион­ ной бюрократией. К великому сожалению, последнее ещё долго будет из области фантастики. Да и мы, лётчики, не всегда правильно усваиваем и пользуемся даже уже известным опытом. Например, никог­ да не нужно цепляться взглядом за усколь­ зающую видимость, нужно своевременно и осознанно переходить на пилотирование по приборам, а на визуальное пилотирова­ ние только тогда, когда боковым зрением понял, что появилась надёжная визуаль­ ная связь с закабинной земной системой координат. Эта известная и очень верная формула, тем не менее, в реальной авиаци­ онной жизни часто, по разным причинам (скорее всего из-за отсутствия правильно­ го распределения внимания, или из-за пло­ хой информативности самих пилотажных приборов, что, в общем-то, друг с другом тесно связано) нарушается, что в конечном счёте и становится одной из очень понят­ ных причин увеличения скорбного переч­ ня потерь пространственного положения и гибели людей. В самом начале арктических моих полётов на малых высотах был случай, 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz