Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

философия лётной безопасности недалёкой темноты, перед глазами в беше­ ном темпе разворачивались, никогда мной доселе и позже невиданные сюжеты. Горо­ да торосов с причудливыми крышами до­ мов, башнями, минаретами. Иногда, когда летали в районах низких, невидимых под снегом островов, торосы выглядели неким подобием улиц вдоль островных берегов, а чаще хаотично нагромождёнными. По количеству рядов особо мощных торосов легко угадывалось количество штормов и направления ветров при этом, как вид­ но, с остервенением штурмовавших чуж­ дые разгулявшейся морской стихии ма­ ленькие острова. Привлекало внимание и странное, непонятное разнообразие форм охлаждения и покрытия льдом открытых участков воды. Самым интересным из них было, когда вода сплошь была покрыта разнообразной величины ледяными бли­ нами. По правильным узорам на блинах видно, что здесь властвовал процесс кри­ сталлизации. Но часто и неожиданно ви­ димость исчезала. Причин этому было много. Например, чистая вода, выскаки­ вая из темноты, быстро оказывалась под вертолётом, лишая меня какого-либо, ви­ зуального, правильного представления о высоте полёта. Или вход в зону тумана, снегопада, когда видимость ледовой по­ верхности сменялась мощным световым экраном. В этих случаях приходилось, без проволочек тянуть рычаг ОШ подмышку и уходить вверх, большей частью в облака, где я отдыхал от неизбежного напряжения ночного бреющего полёта. Приборные полёты мне нравились ещё с курсантских времён. Они предоставляли отличную возможность для творческого оттачивания приёмов правильного использования ра­ зобщённой приборной информации. Если лётчик, для абсолютно верного геометри­ ческого представления о своём, собствен­ ном полёте, весь набор внутрикабинной информации, включая и косвенную, не мо­ жет воспринимать системно и экономно (с минимальными затратами своего внима­ ния), то можно утверждать, что он не мо­ жет безопасно выполнять этот вид полё­ тов. Как только дефицит, не рационально используемого, внимания заставит лётчи­ ка снять его отовсюду и сосредоточить на борьбе со ставшими «непослушными» пи­ лотажными приборами, это значит, близ­ ка потеря пространственного положения. Правда, изредка встречаются лётчики (и немолодые в том числе), которым не хва­ тает внимания, навыков, или ещё чего, для своевременного определения несоответ­ ствия того, что он себе представляет с тем, что есть на самом деле. Теряют простран­ ственное положение и погибают они, ве­ роятно, не успев ничего осознать. Учиться искусству приборного полёта лучше и на­ дёжнее всего через точное теоретическое осознание человеческих, физиологиче­ ских, связанных с этим видом деятель­ ности, проблем, а не надеяться только на количество тренировочных полётов, кото­ рые, в своём большинстве, бывают очень условными, т.е. обманными и для лётчика, и для руководства. Я это понял давно и, при возможности, всегда себя в этом пла­ не готовил. Летать вручную по приборам на вертолёте (во всяком случае, на соос­ ном), по моему глубочайшему убеждению, проще, чем вручную на самолёте. На вер­ толёте с неуправляемым стабилизатором, например, каждому тангажу, приведен­ ному по центровке, соответствует строго определённая скорость полёта, т.е. задавая ручкой управления какой-либо конкрет­ ный тангаж, лётчик автоматически, но с некоторым отставанием по времени, по­ лучает конкретную скорость полёта. Оста­ ётся только запомнить эти соответствия. На самолёте же тангаж и скорость, сугубо самостоятельные параметры и требуют к

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz