Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
философия лётной безопасности недалёкой темноты, перед глазами в беше ном темпе разворачивались, никогда мной доселе и позже невиданные сюжеты. Горо да торосов с причудливыми крышами до мов, башнями, минаретами. Иногда, когда летали в районах низких, невидимых под снегом островов, торосы выглядели неким подобием улиц вдоль островных берегов, а чаще хаотично нагромождёнными. По количеству рядов особо мощных торосов легко угадывалось количество штормов и направления ветров при этом, как вид но, с остервенением штурмовавших чуж дые разгулявшейся морской стихии ма ленькие острова. Привлекало внимание и странное, непонятное разнообразие форм охлаждения и покрытия льдом открытых участков воды. Самым интересным из них было, когда вода сплошь была покрыта разнообразной величины ледяными бли нами. По правильным узорам на блинах видно, что здесь властвовал процесс кри сталлизации. Но часто и неожиданно ви димость исчезала. Причин этому было много. Например, чистая вода, выскаки вая из темноты, быстро оказывалась под вертолётом, лишая меня какого-либо, ви зуального, правильного представления о высоте полёта. Или вход в зону тумана, снегопада, когда видимость ледовой по верхности сменялась мощным световым экраном. В этих случаях приходилось, без проволочек тянуть рычаг ОШ подмышку и уходить вверх, большей частью в облака, где я отдыхал от неизбежного напряжения ночного бреющего полёта. Приборные полёты мне нравились ещё с курсантских времён. Они предоставляли отличную возможность для творческого оттачивания приёмов правильного использования ра зобщённой приборной информации. Если лётчик, для абсолютно верного геометри ческого представления о своём, собствен ном полёте, весь набор внутрикабинной информации, включая и косвенную, не мо жет воспринимать системно и экономно (с минимальными затратами своего внима ния), то можно утверждать, что он не мо жет безопасно выполнять этот вид полё тов. Как только дефицит, не рационально используемого, внимания заставит лётчи ка снять его отовсюду и сосредоточить на борьбе со ставшими «непослушными» пи лотажными приборами, это значит, близ ка потеря пространственного положения. Правда, изредка встречаются лётчики (и немолодые в том числе), которым не хва тает внимания, навыков, или ещё чего, для своевременного определения несоответ ствия того, что он себе представляет с тем, что есть на самом деле. Теряют простран ственное положение и погибают они, ве роятно, не успев ничего осознать. Учиться искусству приборного полёта лучше и на дёжнее всего через точное теоретическое осознание человеческих, физиологиче ских, связанных с этим видом деятель ности, проблем, а не надеяться только на количество тренировочных полётов, кото рые, в своём большинстве, бывают очень условными, т.е. обманными и для лётчика, и для руководства. Я это понял давно и, при возможности, всегда себя в этом пла не готовил. Летать вручную по приборам на вертолёте (во всяком случае, на соос ном), по моему глубочайшему убеждению, проще, чем вручную на самолёте. На вер толёте с неуправляемым стабилизатором, например, каждому тангажу, приведен ному по центровке, соответствует строго определённая скорость полёта, т.е. задавая ручкой управления какой-либо конкрет ный тангаж, лётчик автоматически, но с некоторым отставанием по времени, по лучает конкретную скорость полёта. Оста ётся только запомнить эти соответствия. На самолёте же тангаж и скорость, сугубо самостоятельные параметры и требуют к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz