Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

философия лётной безопасности требований документов, регламентирую­ щих лётную работу. Но утверждаю, что, попав в непредвиденные сложные окру­ жающие погодные обстоятельства любого уровня, на исправном соосном вертолёте можно не погибать, как это сейчас не ред­ ко случается, а продолжать и заканчивать полёт в плановом порядке. При этом ква­ лификация лётчика имеет значение гораз­ до меньшее, чем известный, но упорно отвергаемый чиновниками авиагоризонт с подвижным, а значит и хорошо управ­ ляемым по крену и тангажу силуэтиком. Такой прибор позволяет быстро осваивать приборное пилотирование до машиналь­ ного уровня, т.е. лётчик летает, как ходит, а всё высвобожденное внимание затрачива­ ет на тактическое решение полётных задач и на обеспечение безопасности. Нужно и освоение найденных и успешно применя­ емых мной методов комплексирования пи­ лотажной приборной информации, осно­ ванных на принципе минимизации затрат внимания и энергии лётчика при гаранти­ рованной её достаточности. Ещё раз об условиях полётов с ледо­ кола. При очень холодной погоде (-40; -50 градусов) ледокол бывал окутан паром и взлетать приходилось как в тумане, а на отлёте сразу же всё прояснялось, лучи прожекторов упирались в лёд, и начина­ лась нормальная визуальная ледовая раз­ ведка. Но один раз, всеми нами и, прежде всего, мной был допущен серьёзный про­ счёт. Приняв туман за корабельный пар, я взлетел. Сразу же понял свою ошибку. Плотный туман простирался на большом пространстве. Посчитал, что сразу захо­ дить на посадку с полными баками горю­ чего не безопасно ни для вертолёта, ни для корабля. Решили провести ледовую разведку чисто локационным способом и одновременно сжечь лишнее горючее. Локатор хорошо «видит» ледокол, канал за ледоколом, разводья, торосы, но не видит цвет льда, а между тем, голубой цвет говорит о том, что это пресный лёд, поля которого северные реки и ветер вы­ носят, иногда, довольно далеко в море. При очень низких температурах воздуха этот лёд становится настолько прочным, что навести на него случайно даже такой огромный и мощный ледокол, гидролог считает личной трагедией. Поэтому Рус­ лан Александрович, долго разглядывая ле­ довую обстановку на экране локатора, на­ чинает нервничать, считает такую развед­ ку неполноценной. Не понимает, зачем я тяну время. Пролетав в тумане более двух часов, возвращаемся к кораблю и заходим на посадку. Сближаюсь, как обычно, в плоскости результирующего потока. Но с удаления 500 метров вертолёт вдруг стало сильно сносить влево. Удерживая направ­ ление всегда на корабль, заметил появив­ шееся постоянное увеличение курса. Не понимая, что происходит, не сумел выйти на корму корабля. По близко появившим­ ся огням иллюминаторов кают, сообразил, что упёрся в левый борт. Ориентируясь по цепочке этих огней, сместился к корме на посадочную площадку. Взмок, конечно, и разозлился, когда после посадки узнал, что мой руководитель полётов, Вадим Иц­ кович, вместе с капитаном, не предупре­ див меня, остановили ледокол, как бы для облегчения захода и самой посадки, т.е. изменили направление результирующего потока воздуха, чем сбили меня с толку в посадочных расчётах. Тут же, придя в крайнее возбуждение, обратился к Ицко­ вичу: «Ты, что? В тюрьме ещё не сидел?» Он: «Нет, не сидел, но если посадят, то от­ сижу не хуже других. А, что случилось?» Выложил ему всё. И то, что никогда не имеет прогноза погоды, и то, что, когда я запрашиваю по радио взлёт, он всегда раз­ решает, даже тогда, когда этого делать не 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz