Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
философия лётной безопасности требований документов, регламентирую щих лётную работу. Но утверждаю, что, попав в непредвиденные сложные окру жающие погодные обстоятельства любого уровня, на исправном соосном вертолёте можно не погибать, как это сейчас не ред ко случается, а продолжать и заканчивать полёт в плановом порядке. При этом ква лификация лётчика имеет значение гораз до меньшее, чем известный, но упорно отвергаемый чиновниками авиагоризонт с подвижным, а значит и хорошо управ ляемым по крену и тангажу силуэтиком. Такой прибор позволяет быстро осваивать приборное пилотирование до машиналь ного уровня, т.е. лётчик летает, как ходит, а всё высвобожденное внимание затрачива ет на тактическое решение полётных задач и на обеспечение безопасности. Нужно и освоение найденных и успешно применя емых мной методов комплексирования пи лотажной приборной информации, осно ванных на принципе минимизации затрат внимания и энергии лётчика при гаранти рованной её достаточности. Ещё раз об условиях полётов с ледо кола. При очень холодной погоде (-40; -50 градусов) ледокол бывал окутан паром и взлетать приходилось как в тумане, а на отлёте сразу же всё прояснялось, лучи прожекторов упирались в лёд, и начина лась нормальная визуальная ледовая раз ведка. Но один раз, всеми нами и, прежде всего, мной был допущен серьёзный про счёт. Приняв туман за корабельный пар, я взлетел. Сразу же понял свою ошибку. Плотный туман простирался на большом пространстве. Посчитал, что сразу захо дить на посадку с полными баками горю чего не безопасно ни для вертолёта, ни для корабля. Решили провести ледовую разведку чисто локационным способом и одновременно сжечь лишнее горючее. Локатор хорошо «видит» ледокол, канал за ледоколом, разводья, торосы, но не видит цвет льда, а между тем, голубой цвет говорит о том, что это пресный лёд, поля которого северные реки и ветер вы носят, иногда, довольно далеко в море. При очень низких температурах воздуха этот лёд становится настолько прочным, что навести на него случайно даже такой огромный и мощный ледокол, гидролог считает личной трагедией. Поэтому Рус лан Александрович, долго разглядывая ле довую обстановку на экране локатора, на чинает нервничать, считает такую развед ку неполноценной. Не понимает, зачем я тяну время. Пролетав в тумане более двух часов, возвращаемся к кораблю и заходим на посадку. Сближаюсь, как обычно, в плоскости результирующего потока. Но с удаления 500 метров вертолёт вдруг стало сильно сносить влево. Удерживая направ ление всегда на корабль, заметил появив шееся постоянное увеличение курса. Не понимая, что происходит, не сумел выйти на корму корабля. По близко появившим ся огням иллюминаторов кают, сообразил, что упёрся в левый борт. Ориентируясь по цепочке этих огней, сместился к корме на посадочную площадку. Взмок, конечно, и разозлился, когда после посадки узнал, что мой руководитель полётов, Вадим Иц кович, вместе с капитаном, не предупре див меня, остановили ледокол, как бы для облегчения захода и самой посадки, т.е. изменили направление результирующего потока воздуха, чем сбили меня с толку в посадочных расчётах. Тут же, придя в крайнее возбуждение, обратился к Ицко вичу: «Ты, что? В тюрьме ещё не сидел?» Он: «Нет, не сидел, но если посадят, то от сижу не хуже других. А, что случилось?» Выложил ему всё. И то, что никогда не имеет прогноза погоды, и то, что, когда я запрашиваю по радио взлёт, он всегда раз решает, даже тогда, когда этого делать не 113
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz