Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

Николай Бездетное, (Валерий Алецеев_ Меня заменять было некому и к концу экспедиции, видимо от постоянной, очень специфической неописуемой, всегда пере­ менной и потому неподдающейся привы­ канию вибрации ледокола, от отсутствия дневного света и, возможно ещё от чего-то стал пропадать аппетит и сон. В столовую ходил только один раз в сутки и только на чай. Заметно слабел, но в очередной полёт уходил с радостью. В полёте стало жить проще, чем на корабле. Корабельный запас авиационного то­ плива закончился. Очередной капитан за­ явил, что в виду исключительно хороших результатов (скорость проводки караванов судов во льдах с нашим вертолётом уве­ личилась более чем в два раза) и большой экономии дорогого атомного топлива, он просит правительство оставить на ледоко­ ле наш вертолёт и меня на дневную нави­ гацию. Я возразил. Сказал, что, если это произойдёт, то очень скоро меня придётся эвакуировать с ледокола на носилках. Это подействовало. Около острова Кильдин, впервые, за несколько месяцев, увидев в предрассветных сумерках пенные гребеш­ ки волн с размытыми контурами, сильно встревожился за состояние своих глаз. Скрывая от лётных врачей, примерно пол­ года пришлось ждать очень медленного возвращения зрительной чёткости. Кроме прочего, на моих глазах наверняка сказа­ лись и тяжёлый красный подсвет кабин- ных приборов, внедрённый тогда нашими, как-то всегда, уже традиционно, не очень грамотными авиационными приборны­ ми специалистами, и длительная, только близкая зрительная фокусировка. Экспе­ диция закончилась 24 января 1979 года. Как о неудачном мероприятии, связан­ ном с нашим походом следует рассказать о попытке В.И. Бирюлина - первого заме­ стителя Камова, а потом и Сергея Викто­ ровича Михеева в самый разгар полярной ночи прибыть к нам, видимо для общего руководства (если у нас уже обозначился значительный успех). Это закончилось тем, что его перекладной корабельный транспорт, ожидая «Сибирь» вмёрз в лёд, был сдвинут подвижкой льда на мелкое место и оказался в отдалённом, и не об­ служиваемом нашим ледоколом, районе, надолго застрял в «ледовом мешке». В ре­ зультате, Бирюлин встретиться с нами не смог. Вернулся на фирму, в г. Люберцы, только к лету, простуженным и больным. Это, как штрих к характеристике трудной и опасной полярной природе. Теперь о самом главном. Главным результатом наших арктиче­ ских полётов стала доказанная и хорошо проверенная на практике способность со­ осного вертолёта производить безопасные полёты в арктических и тундровых усло­ виях практически при любой погоде дня и ночи. Запредельные, в общем-то, запре­ щённые для полётов условия, при которых я сначала был вынужден летать и произво­ дить посадки на ледокол, а затем и освоил их, нашёл новые, надёжные приёмы и ме­ тоды с возможностью передачи этого опы­ та другим лётчикам, очень удачно высве­ тили и проявили уникальные возможности именно соосного, правильно оборудован­ ного правильными приборами, вертолёта. Подчеркиваю, именно соосного, потому что, прежде всего, мне очень остро при­ годилось отсутствие заботы о хвостовом рулевом винте. Ну нет, при полётах в ноч­ ном Заполярье в экстремальных погодных условиях, возможности надёжно учиты­ вать боковые составляющие ветра в целях предотвращения отказов путевого управ­ ления, отказов, которые, даже в простых метеоусловиях, в большинстве своём, за­ канчиваются лётными происшествиями. Я, ни в коем случае не призываю ло­ мать установившиеся традиции в части 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz