Алексеев, В. В. Жизнь отданная авиации : полковник ВВС Маслов Павел Иванович : инженер, журналист и фотохудожник / Алексеев Валерий Валентинович. – Москва : [б. и.], 2020. – 159 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).
(Валерий Алексеев уже включая и «спецснаряжение». Был сформирован ещё один науч ный отдел, отдел ББ, в который я и перешёл уже к ак специалист по этому направлению. Этому отделу были переданы не только все вопро сы перспектив развития ББ, но и сопровождение лётно-конструктор- ских испытаний ББ в составе раке ты. За годы испытаний новых ракет, сначала УР-100 НПО «Машиностро ения» В.Н. Челомея, а затем Р-36 и Р-36М НПО «Южное» В.Ф. Уткина (по натовской классификации это СС-18 «Сатана» - ракета, оснащён ная десятью ББ и не имеющая ан а логов в США), я был не только Чле ном Государственных комиссий по испытаниям этих ракет, но и Пред седателем Межведомственных ко миссий (МВК) по проведению со вместных (МО и МСМ) испытаний ББ этих ракет. Такие комиссии работали самостоятельно в тесном взаимодействии с разработчиками ББ в Снежинске (ВНИИТФ) и Са- рове (ВНИИЭФ). В процессе работы мне приходилось тесно как с раз работчиками ядерных зарядов Б.В. Литвиновым и Ю.А. Трутневым, так и с Главными конструкторами ББ О.Н. Тиханэ и С.Г. Кочарянцем. Особенность моей работы в МВК заключалась в том, что на заседа ниях Госкомиссий вопросы испы таний ББ за редким исключением, не выносились. Я просто делал со общения для узкого круга руко водства о работе МВК и состоянии дел. Но бывали и случаи, когда мне, например, пришлось выступить с протестом против проведения пу ска в назначенное время, так как ББ приходили бы тогда на боевое поле полигона «Кура» на Камчатке днём, а в соответствии с програм мой МВК должно было быть ночное время. Это было связано с тем, что в этом пуске надо было определить точность срабатывания системы воздушного подрыва, а это можно было сделать только с помощью оп тических средств, способных засечь по вспышке точку подрыва с требу емой точностью. Конечно, было много и других рабочих моментов, требующих кон кретных решений. Например, при испытаниях УР-100 вдруг стали происходить неожиданно большие отклонения некоторых ББ от точ ки прицеливания. Привлечённая мною для определения причин этих случаев группа специалистов по аэ родинамике и динамике полёта в нашем институте нашла причину такого явления. Оказалось, что при повышенном уносе теплозащитного покрытия в какой-либо точке нако нечника, ББ начинает совершать вокруг этой точки конусообраз ное вращение, что приводит к ещё большему уносу и в результате к повышенному отклонению. Чтобы исключить этот фактор, было пред ложено на корпусе ББ сделать не большие выступы (крылышки) под некоторым углом, которые бы за ставили ББ вращаться вокруг сво ей оси, обеспечивая таким образом равномерный унос. Это предложе 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz