Алексеев, В. В. Жизнь отданная авиации : полковник ВВС Маслов Павел Иванович : инженер, журналист и фотохудожник / Алексеев Валерий Валентинович. – Москва : [б. и.], 2020. – 159 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

(Валерий Алексеев уже включая и «спецснаряжение». Был сформирован ещё один науч­ ный отдел, отдел ББ, в который я и перешёл уже к ак специалист по этому направлению. Этому отделу были переданы не только все вопро­ сы перспектив развития ББ, но и сопровождение лётно-конструктор- ских испытаний ББ в составе раке­ ты. За годы испытаний новых ракет, сначала УР-100 НПО «Машиностро­ ения» В.Н. Челомея, а затем Р-36 и Р-36М НПО «Южное» В.Ф. Уткина (по натовской классификации это СС-18 «Сатана» - ракета, оснащён­ ная десятью ББ и не имеющая ан а ­ логов в США), я был не только Чле­ ном Государственных комиссий по испытаниям этих ракет, но и Пред­ седателем Межведомственных ко­ миссий (МВК) по проведению со­ вместных (МО и МСМ) испытаний ББ этих ракет. Такие комиссии работали самостоятельно в тесном взаимодействии с разработчиками ББ в Снежинске (ВНИИТФ) и Са- рове (ВНИИЭФ). В процессе работы мне приходилось тесно как с раз ­ работчиками ядерных зарядов Б.В. Литвиновым и Ю.А. Трутневым, так и с Главными конструкторами ББ О.Н. Тиханэ и С.Г. Кочарянцем. Особенность моей работы в МВК заключалась в том, что на заседа­ ниях Госкомиссий вопросы испы­ таний ББ за редким исключением, не выносились. Я просто делал со­ общения для узкого круга руко­ водства о работе МВК и состоянии дел. Но бывали и случаи, когда мне, например, пришлось выступить с протестом против проведения пу­ ска в назначенное время, так как ББ приходили бы тогда на боевое поле полигона «Кура» на Камчатке днём, а в соответствии с програм­ мой МВК должно было быть ночное время. Это было связано с тем, что в этом пуске надо было определить точность срабатывания системы воздушного подрыва, а это можно было сделать только с помощью оп­ тических средств, способных засечь по вспышке точку подрыва с требу­ емой точностью. Конечно, было много и других рабочих моментов, требующих кон­ кретных решений. Например, при испытаниях УР-100 вдруг стали происходить неожиданно большие отклонения некоторых ББ от точ­ ки прицеливания. Привлечённая мною для определения причин этих случаев группа специалистов по аэ ­ родинамике и динамике полёта в нашем институте нашла причину такого явления. Оказалось, что при повышенном уносе теплозащитного покрытия в какой-либо точке нако­ нечника, ББ начинает совершать вокруг этой точки конусообраз­ ное вращение, что приводит к ещё большему уносу и в результате к повышенному отклонению. Чтобы исключить этот фактор, было пред­ ложено на корпусе ББ сделать не­ большие выступы (крылышки) под некоторым углом, которые бы за ­ ставили ББ вращаться вокруг сво­ ей оси, обеспечивая таким образом равномерный унос. Это предложе­ 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz