Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

0 №. /&) $04%) £0 - І/ гг Ж ................. . ' гщ£> ^ j С* Щ # 4 'Zs <? ^ $ ~ Jkl/šjis fjd w - < г O— s г /&? ~ i r J fe iS &е - с 0 - 4 ,e Qe s ty jj, - $ Qe veed lw r - у , - S~ ~ v f a j u o m i t u & 4 c € ' j č j c s А О - j <UuJUAJt^X> - І&ш&гъалл Л Ф К tl V I - ОЯА у СО, ' . ... . / ^ Z Z . I I В 1997 году генерал-майор Т.А. Апа­ кидзе и несколько его подчинённых по­ лучили допуск на нестандартное боевое маневрирование, контролирует заслу­ женный лётчик-испытатель СССР ОКБ Сухой, Герой Советского Союза Виктор Георгиевич Пугачёв. До них эти приёмы «Кобру Пугачёва» и «Колокол», не пред­ усмотренные никакими нормативны­ ми документами, не выполнял ни один строевой лётчик ВВС России. В 1998 году Т.А. Апакидзе был на­ правлен на учёбу в Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, которую закон­ чил в 2000 году. В октябре 1999 года получает допуск к самостоятельным и к инструкторским полётам с корабля на ходу ночью. Кон­ тролирует заслуженный лётчик-испыта­ тель РФ, Герой РФ полковник Александр Михайлович Раевский. Началась подго­ товка лётного состава полка с корабля на ходу ночью. С 2000 года - заместитель командую­ щего по лётной подготовке авиации ВМФ России. Но, получив высокую должность и будучи генерал-майором, Т.А. Апакид­ зе продолжал летать. Освоил 23 типа самолётов и их моди­ фикаций, имел налёт в 3883 часа, вы­ полнил 272 посадки на блок НИТКУ (206 посадок днём и 66 ночью), выполнил 312 посадок на палубы кораблей (304 - днём и 8 - ночью). Трагически погиб 17 июля 2001 года во время воздушного праздника в честь 85-летия создания Морской авиации ВМФ России на аэродроме Центра бое­ вого применения и переучивания лич­ ного состава морской авиации в городе Остров Псковской области. Генерал-майор Т.А. Апакидзе на ис­ требителе Су-33, как всегда, с фанта­ стическим блеском выполнил свою пи­ лотажную программу. При выполнении сложного маневра захода на посадку возникли технические неполадки само­ лёта, с земли было видно, что самолёт вышел из повиновения. Генерал-май­ ор Т.А. Апакидзе не стал катапультиро­ ваться, хотя два раза получал команду от руководителя полётами. Видимо, до последней секунды пилот старался спа­ сти самолёт: до посадочной полосы ему не хватило 3 километра. ______________________ 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz