Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

Пономаренко Владимир Александрович, доктор медицинских наук, профессор психологии труда, академик Российской академии образования (РАО), заслуженный деятель науки РФ, генерал-майор медицинской службы пойдёт со мной - пожалуйста. Кто верил в Ти­ мура, пошли за ним на Север, это и лётный и инженерно-технический состав. Он принял ре­ шение как военный человек и привёл свой полк в Североморск, где уже стоял авианосец. Затем в тяжелейших в те годы условиях при ограни­ ченном материальном, остаточному снабжении и в тяжёлой для в Армии и Флота обстановке, без потерь посадил на палубу в северных ус­ ловиях своих лётчиков. Первая посадка - это счастье, радость для пилотов. Они уважали Ти­ мура Апакидзе за его бойцовский характер, за честность, не показной патриотизм, уважали как сильного лётчика и хорошего командира. Затем боевая служба. Когда вышли в море, американцы, НАТО постоянно облётывали наш корабль «Кузнецов», пикируя с подвешенным вооружением, ракета­ ми. И Апакидзе сказал морским начальникам - не волнуйтесь, мы их сейчас поставим на ме­ сто. Лётчики взлетели и попросили разрешение облетать корабль США, американский адмирал разрешил и сказал: «Ну что, покажите, что Вы можете». Тимур пролетел один, затем парой, четверкой и провёл над кораблём воздушный бой, показал высший пилотаж. Аме­ риканцы заикаться начали. Потом, когда наша делегация была в гостях на авианосце «Америка», американ­ ский адмирал подарил ему подарки и сказал: «Господин Апакидзе, я по­ нял, с кем. мы имеем дело. Я понял, что в России есть авианосный флот. Русские показали очень вы ­ сокую боеготовность». Это сказал американский адмирал. Они поня­ ли, что в России есть авианосец и палубная авиация. Вот что значи­ ло появление нашего авианосца и Апакидзе с его лётчиками в Среди­ земном море. Тимур понимал зна­ чение авианосного флота для Рос­ сии. Но потом начались рассужде­ ния - нужна или не нужна палубная авиация? Была сложная обстановка. Корабль стоит, они не летают, и уже большие перерывы... Далее был юбилей морской ави а ­ ции в Острове в 2001 году 17 июля, 85-летие авиации ВМФ, и надо было показать пилотаж. Вот теперь пред­ ставьте психологическую картину, об­ становку, в которой Тимур находился. Он постоянно испытывает мнение оп­ позиции, что палубная авиация России не нужна. На празднике будет много людей, бу­ дет большое руководство, надо всех разместить, подготовиться, продумать сценарий праздни­ ка, организовать. В это время надо было к аж ­ дый день летать, готовить службы, подготовить самолёты и т.д. Это всё лежало на нём. Это всё отбирает энергию, силы, появляется усталость. И естественно на празднике надо было пока­ зать манёвренность этого палубного самолёта, его возможности и возможности морского лёт­ чика. На развороте на большой перегрузке, я не знаю, что там произошло, но машина нача­ ла терять скорость, перешла в область второ­ го режима горизонтального полёта - срывной режим, самолёт потерял высоту. Надо прыгать, но Тимур не мог принять это решение, и здесь главный кульминационный момент, все было поставлено на карту. Тимура верил в свою уда­ чу, что она его не подведёт, что двигатели его заберут, но двигатели не вышли на заданный режим. Поэтому он ждал. Он не был настроен на поражение. Это психологическое состояние человека. Это снижает бдительность. Но он н а ­ деялся, дал форсаж, но не успел, В конце он взял за рычаг катапульты, но было уже поздно. 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz