Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).
ЗЛ Ш Я З€К ¥Ю (РОССИЮ ТенералШимур Япащідзе — палубный военный лётчик^номер один - Можно было бы побольше рассказать о том, сколько сил, своей души он вкладывал, чтобы в условиях тотального безденежья сделать жизнь военного городка Североморск-3 и всех его жи телей более комфортной и разнообразной. Мало кто знает, что командир части, при всей своей гигантской занятости, лично вёл за нятия по восточным единоборствам в несколь ких возрастных группах в местной школе. Не пропускал ни одного более-менее зна чимого повода, чтобы собрать личный состав с семьями в небольшом зале местного Дома офицеров, сказать людям доброе слово, пора довать их концертными номерами доморощен ных артистов, поддержать дух наградами и поощрениями. Я много раз бывал на таких ме роприятиях, и всегда в организации их чётко прослеживалась личная причастность и заин тересованность командира. Но, как я узнал, такой социально-бытовой уклон рассказа не подойдёт формату издания, в котором эти воспоминания будут помещены. Я всегда считал палубников - элитой во енной авиации, «штучным товаром», которым нельзя разбрасываться, а наоборот, окружить вниманием и заботой, бережно сохраняя и от тачивая их уникальное мастерство и навыки. И когда пришла пора от безысходности сгрудить вокруг Северного Флота большинство регионов страны с целью спасения этого самого боего- тового соединения Вооруженных Сил России, то для корабельных лётчиков подбирал шефов, способных не только словом, но и делом, ма териалами, деньгами поддержать их. Начали с малого: пошили всем лётчикам зимние мехо вые комбинезоны и куртки, а потом построили многофункциональный спортивный комплекс для всех жителей и, особенно, детей городка. Тимур и его пилоты очень ценили это отно шение, они так же откликались на мои прось бы. Я был уверен, что если на ответственных мероприятиях рядом со мной были палубники, да ещё со звездами Героев на груди, уважение ко мне, как к руководителю региона, и в воен ной, и гражданской среде возрастало. К сожа лению, на подобные знаки взаимной симпатии времени и средств отводилось не так много. Шефы не раз информировали меня, что Ти мур Апакидзе на первое место в вопросах по мощи ставил авиационное топливо и другие компоненты боевой готовности. Мол, слишком мало у пилотов лётной практики, без которой в небе, перед лицом потенциального противни ка, мы можем оказаться беспомощными стати стами. В этом его, Тимура, особое отношение к делу. И сам он так же учил своих ребят. Всег да работал при боевой учёбе на острие, порой запредельно рискуя. Был случай: в ходе кон тактного учебного боя с одним из своих друзей было допущено касание плоскостями, но обоим лётчикам удалось благополучно посадить по врежденные машины. В то время это событие даже не было доведено до сведения высокого начальства, не буду распространяться по этому поводу и я. Мне он говорил тогда: « Буду осто рожничать, уклоняться, значит в бою с реальным, противником, буду сбитк Таким он был во всём и так поступал всегда. И, как правило, всегда выходил победителем. Но тог да, 17 июля 2001 года, в Острове на авиашоу что-то не сработало, и самолёт Тимура сосколь знул с острия, пересёк границу жизни и смер ти, унося с собой Пилота. И вдруг меня осенило: вот о чём я расскажу, потому что этого больше не расскажет никто. Случилось так, что в день гибели Тимура я ока зался последним цивильным человеком (аэро- дромно-технические службы не в счёт), кто ви дел его, разговаривал с ним и пожал ему руку перед тем, как он, запрыгнув в поджидавший его служебный УАЗ, умчался к своему самолёту. А дело было так. К лету 2001 г. несколько поутихли страсти после гибели АПЛ «Курск», российские специалисты вместе с зарубежны ми подрядчиками готовились к предстояще му осенью подъёму лодки со дна Баренцевого моря. В экономике региона было относительное благополучие, шла плановая подготовка к при ближающейся зиме, и я взял короткий отпуск. С тех пор, как ещё в начале 90-х приобрёл дом на берегу реки Великой в Псковской области, все свои отпуска я проводил только там. Из года в год что-то ремонтировал, улучшал и ни куда не планировал выезжать. 14 июля в суб боту у ворот насквозь просматриваемого двора остановился УАЗ-469 с чёрными армейскими номерами. Из него вышли два офицера в кре мовых лётних форменках. Я узнал их сразу: это были генерал-майор Тимур Автандилович Апакидзе и полковник Мечислав Феликсович Савицкий. Обнявшись, высказал удивление по поводу этого неожиданного визита. Оказы вается, они уже несколько дней находились в Лётном учебном центре на аэродроме Веретье близ г. Остров, где шла подготовка к праздно ванию 95-летия морской авиации России. Ти мур выглядел очень усталым: к тому времени он был уже заместителем Командующего Воен но-Воздушными Силами ВМФ России. Вся ко ординация работы по проведению авиашоу с 719
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz