Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

ЗЛ Ш Я З€К ¥Ю (РОССИЮ ТенералШимур Япащідзе — палубный военный лётчик^номер один - Можно было бы побольше рассказать о том, сколько сил, своей души он вкладывал, чтобы в условиях тотального безденежья сделать жизнь военного городка Североморск-3 и всех его жи­ телей более комфортной и разнообразной. Мало кто знает, что командир части, при всей своей гигантской занятости, лично вёл за­ нятия по восточным единоборствам в несколь­ ких возрастных группах в местной школе. Не пропускал ни одного более-менее зна­ чимого повода, чтобы собрать личный состав с семьями в небольшом зале местного Дома офицеров, сказать людям доброе слово, пора­ довать их концертными номерами доморощен­ ных артистов, поддержать дух наградами и поощрениями. Я много раз бывал на таких ме­ роприятиях, и всегда в организации их чётко прослеживалась личная причастность и заин­ тересованность командира. Но, как я узнал, такой социально-бытовой уклон рассказа не подойдёт формату издания, в котором эти воспоминания будут помещены. Я всегда считал палубников - элитой во­ енной авиации, «штучным товаром», которым нельзя разбрасываться, а наоборот, окружить вниманием и заботой, бережно сохраняя и от­ тачивая их уникальное мастерство и навыки. И когда пришла пора от безысходности сгрудить вокруг Северного Флота большинство регионов страны с целью спасения этого самого боего- тового соединения Вооруженных Сил России, то для корабельных лётчиков подбирал шефов, способных не только словом, но и делом, ма­ териалами, деньгами поддержать их. Начали с малого: пошили всем лётчикам зимние мехо­ вые комбинезоны и куртки, а потом построили многофункциональный спортивный комплекс для всех жителей и, особенно, детей городка. Тимур и его пилоты очень ценили это отно­ шение, они так же откликались на мои прось­ бы. Я был уверен, что если на ответственных мероприятиях рядом со мной были палубники, да ещё со звездами Героев на груди, уважение ко мне, как к руководителю региона, и в воен­ ной, и гражданской среде возрастало. К сожа­ лению, на подобные знаки взаимной симпатии времени и средств отводилось не так много. Шефы не раз информировали меня, что Ти­ мур Апакидзе на первое место в вопросах по­ мощи ставил авиационное топливо и другие компоненты боевой готовности. Мол, слишком мало у пилотов лётной практики, без которой в небе, перед лицом потенциального противни­ ка, мы можем оказаться беспомощными стати­ стами. В этом его, Тимура, особое отношение к делу. И сам он так же учил своих ребят. Всег­ да работал при боевой учёбе на острие, порой запредельно рискуя. Был случай: в ходе кон­ тактного учебного боя с одним из своих друзей было допущено касание плоскостями, но обоим лётчикам удалось благополучно посадить по­ врежденные машины. В то время это событие даже не было доведено до сведения высокого начальства, не буду распространяться по этому поводу и я. Мне он говорил тогда: « Буду осто­ рожничать, уклоняться, значит в бою с реальным, противником, буду сбитк Таким он был во всём и так поступал всегда. И, как правило, всегда выходил победителем. Но тог­ да, 17 июля 2001 года, в Острове на авиашоу что-то не сработало, и самолёт Тимура сосколь­ знул с острия, пересёк границу жизни и смер­ ти, унося с собой Пилота. И вдруг меня осенило: вот о чём я расскажу, потому что этого больше не расскажет никто. Случилось так, что в день гибели Тимура я ока­ зался последним цивильным человеком (аэро- дромно-технические службы не в счёт), кто ви­ дел его, разговаривал с ним и пожал ему руку перед тем, как он, запрыгнув в поджидавший его служебный УАЗ, умчался к своему самолёту. А дело было так. К лету 2001 г. несколько поутихли страсти после гибели АПЛ «Курск», российские специалисты вместе с зарубежны­ ми подрядчиками готовились к предстояще­ му осенью подъёму лодки со дна Баренцевого моря. В экономике региона было относительное благополучие, шла плановая подготовка к при­ ближающейся зиме, и я взял короткий отпуск. С тех пор, как ещё в начале 90-х приобрёл дом на берегу реки Великой в Псковской области, все свои отпуска я проводил только там. Из года в год что-то ремонтировал, улучшал и ни­ куда не планировал выезжать. 14 июля в суб­ боту у ворот насквозь просматриваемого двора остановился УАЗ-469 с чёрными армейскими номерами. Из него вышли два офицера в кре­ мовых лётних форменках. Я узнал их сразу: это были генерал-майор Тимур Автандилович Апакидзе и полковник Мечислав Феликсович Савицкий. Обнявшись, высказал удивление по поводу этого неожиданного визита. Оказы­ вается, они уже несколько дней находились в Лётном учебном центре на аэродроме Веретье близ г. Остров, где шла подготовка к праздно­ ванию 95-летия морской авиации России. Ти­ мур выглядел очень усталым: к тому времени он был уже заместителем Командующего Воен­ но-Воздушными Силами ВМФ России. Вся ко­ ординация работы по проведению авиашоу с 719

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz