Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

ЗЛ ШуШКіУУО РОССИЮ ТенералШймур Jlnaiquhe —палубный военный лётчик^номер один МАЛЫШКО Александр Алексеевич. В 1979 году после окончания Ворошиловградско- го военного авиационного училища штурманов прибыл проходить дальнейшую службу в 830- м ОПЛВП СФ штурманом вертолёта. Один из первых переучился на вертолёт Ка-27. В 1980 году при разделении полков стал служить в 38-м ОКПАВП. В 1982 году впервые участво­ вал в дальнем походе на ТАВКр «Киев». В 1983 году назначен штурманом отряда. В 1984 году получил квалификацию «Военный штурман 1 класса». В 1988 году назначен штурманом эска­ дрильи. В 1990 году присвоена классификация «Военный штурман-снайпер». В 1992 году на­ значен штурманом управления 57-й Смешан­ ной корабельной авиационной дивизии. В 1999 году уволен по оргштатным мероприятиям, в связи с расформированием 57-й СКАД. ПЕРВЫЙ ПОЛЁТ «ПЕРВОГО» НА ВЕРТОЛЁТЕ В СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ Март 1996 года, Средиземное море, борт ТАВКР <■Адмирал флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов» Т елефонный звонок прервал раздумья над выбором аварийных запасных аэ­ родромов на предстоящие полёты: «...корабль будет находиться в неблагоприятной точке, когда возможен уход лишь на один аварийный аэродром, а необходимо иметь два или лучше три аэродрома...» Без желания взял трубку и представился. В ответ из трубки услышал жёст­ кий командный голос: «Рогов! Зайди!». Беру все справочные данные и расчёты, штурманские инструменты, поднимаюсь в каюту заместителя Командующего Морской авиации Военно-Мор- ского флота, генерал-лейтенанта Рогова Нико­ лая Андреевича. «Вам поручается очень важное задание, будете летать на вертолёте в экипаже Апакидзе!» - начал Николай Андреевич и про­ должил: «Штурман - важный член экипажа, эти свистки этого не понимают, но только благода­ ря моим штурманам я дослужился до генерала». Мы давно этого ждали, чтобы командир диви­ зии, генерал-майор Тимур Апакидзе слетал на вертолёте. Нам, вертолётчикам, казалось, что он больше времени уделяет истребительному полку. Поэтому я обрадовался: «Дождались!» - и улыбнулся. Генерал нахмурил брови, его лицо сделалось свинцовым: накануне, на предполёт­ ных указаниях, у него от перенапряжения но­ сом пошла кровь (это первый поход авианосца «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» с полным комплектом авиации на борту, а он за всё это отвечает). Апакидзе уговорил его на со­ вместные полёты самолётов и вертолётов, что до этого в корабельной авиации России никто не выполнял. А тут еще эта забота, ведь пер­ вые полёты вертолётчик по курсу боевой под- готовк должен выполнять над сушей. «Ты дол­ жен понять, кого я Тебе доверяю!» - закончил разговор разгневанный Николай Андреевич. Когда вернулся в каюту, там находился Куклев Николай Викторович - командир вертолётной авиагруппы, с которым я летал на вертолёте и жил в одной каюте. Поспешил поделиться но­ востью: «Апакидзе будет летать на вертолёте!». «Да, я знаю», - ответил Николай Викторович. «Наверное, Николай Андреевич Куклеву поста­ вил задачу на подготовку Апакидзе, а меня, как штурмана, решил нацелить на ответствен­ ный подход к её выполнению», - подумал я. «Сегодня, после полётов, пойдем в ангар про­ ходить тренаж. Александр Алексеевич, зайди, пожалуйста, за Тимуром!» - попросил Николай Викторович. Вертолёт ещё не остыл от полёта, команд­ ные приборы продолжали издавать легкий шум инерционного вращения. «В теории я разобрал­ ся, как летает вертолёт, но, Коля, покажи, как это будет на практике!» - предложил Тимур, когда мы заняли свои рабочие места в вертолё­ те. «Командир, начнём с назначения оборудо­ вания, запуска и взлёта!» - настаивал на своем мнении Николай Викторович. «Как у Вас, вер­ толётчиков, сложно!» - намекнул Тимур на не­ давний успешный полёт на американском са­ молёте с авианосца, где ему понадобилось всего пятнадцать минут для подготовки и изучения оборудования неизвестного самолёта. «Это ко­ мандный прибор и если...» - неуклонно продол­ жал Николай Викторович. Три дня по два часа тренажа - и Тимур изучил все действия лётчи­ ка и повторял их без ошибок. Настал день, когда Тимур Автандилович, впервые вылетел на вертолёте, и это было на­ кануне его дня рождения. Авианосец сбавил ход, и через некоторое время горизонт остано­ вился. «Десять ноль, ноль! Экипаж взлетаем!» - дал команду экипажу Тимур после получения разрешения на взлёт от руководителя полётов. Вертолёт плавно оторвался от палубы и завис 683

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz