Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

ЗЛ ШуШКіУУО РОССИЮ ТенералШймур Jlnaiquhe —палубный военный лётчик^номер один ВОСПОМИНАНИЯ ПАЛУБНОГО ЛЁТЧИКА Г ибель прославленного лётчика, замести­ теля командующего морской авиации ВМФ РФ генерал-майора Тимура Автандилови­ ча Апакидзе потрясла тысячи людей. Память о нём останется в сердцах многих людей. Об этом прославленном командире и учителе гово­ рили в эти дни его бывшие сослуживцы. Моё знакомство с Тимуром Автандилови­ чем Апакидзе состоялось в 1982 г. В отдельном штурмовом авиационном полку, который рас­ полагался в Чкаловске Калининградской обла­ сти. Туда я прибыл после окончания Ейского авиационного училища. В то время Т. Апакид­ зе занимал должность замкомандира полка по лётной подготовке, будучи в звании капитана. Я за свои 23 года службы больше не встре­ чал, чтобы такую должность занимал молодой капитан. В полку говорили, что эту должность он заслужил своим упорством, знаниями, неве­ роятной тягой к лётной работе. Уже тогда он был подготовлен по всему курсу боевой подго­ товки штурмовой авиации в полном объёме, летал инструктором во всех условиях. И первые вывозные полёты после училища я делал имен­ но с ним. Впечатление о нём ещё тогда сложилось как о неординарном человеке, лётчике, офицере, личности. Он не вписывался в общепринятые стандарты. Его знания в области морской ави ­ ации, военной техники как отечественной, так и зарубежной, мягко говоря, удивляли. В 1983 г. наши дороги разошлись. Тимур Автандило­ вич поступил в Военно-морскую академию. Окончил он её в 1986 году и был назначен ко­ мандиром корабельного истребительного ави а ­ ционного полка, сформированного в Саках. Хочу выразить, наверное, не только свою точку зрения: так , как летали в этом полку под командованием Т. Апакидзе, не летал в Рос­ сии, д а и в Советском Союзе, никто и никог­ да. Уровень лётной подготовки личного состава был настолько высок, что сейчас даже не с чем сравнивать. Его цель жизни была одна: быть не просто лётчиком, а морским лётчиком, д а к тому же летать с авианосцев. Тогда перспекти­ вы авианосного флота были радужными, и Т. Апакидзе мечтал воспитать ядро лётчиков, ко­ торое бы послужило началом всей авианосной службы России. Наши пути вновь сошлись в 1993 году, когда я пришел в корабельный авиационный полк на Северный флот. Тимур Автандилович занимал тогда должность заместителя командира сме­ шанной корабельной авиационной дивизии. В то время начиналась корабельная программа для лётчиков, и вполне естественно, что имен­ но он возглавил её. Когда Тимур Автандилович принял диви ­ зию, это произошло в 1994 году, главным на­ правлением его работы было совершенствова­ ние навыков лётного состава для того, чтобы в кратчайшие сроки подготовить лётчиков для полётов с палубы авианосца. Без преувеличе­ ния могу сказать, что именно он дал мне путёв­ ку на полёты с палубы авианесущего крейсера. Вместе с ним я впервые осуществлял взлёт-по- садку. После поступления в Академию Генерально­ го штаба он не забыл наш полк, все стажиров­ ки, а иногда даже отпуск он проводил вместе с нами. Летал, обучал молодых лётчиков. Он никогда никого не забывал. Не забыл ни одну вдову, ни одного ребёнка погибшего лётчика. Его заботу ощущали многие. Будучи здесь, в Североморске-3, начальником гарни­ зона, он сделал очень много для его жителей. Где бы ни довелось служить в дальнейшем, я буду считать Тимура Автандиловича своим наставником, учителем, командиром. И будет предательством его памяти, если мы, его ученики, не продолжим дело, которое он начал и так преданно любил, - дело морской палубной авиации. Осенью 1994 году была подготовлена первая десятка строевых лётчиков к полётам с ТАВКР «Адмирал Кузнецов». Первый опыт позволил Тимуру Автандиловичу Апакидзе сделать вы ­ воды в определении необходимых критериев уровня лётной подготовки для начала полётов на НИУТК, а затем и с корабля. Были опреде­ лены нормы общего и тренировочного налёта, уровень пилотажной подготовки, в программу включены контрольные и тренировочные полё­ ты на малых скоростях и больших углах ата ­ ки, количество самостоятельных зацепов на НИУТК перед кораблем и на корабль перед бо­ евой службой. В конце 1995 года на СФ планировалась первая БС ТАВКР «Адмирал Кузнецов» с авиа ­ крылом на борту и отрядом боевых кораблей с судами обеспечения. В связи с этим решалась задача подготовки дополнительного числа лёт­ чиков на самолётах Су-27К.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz