Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).
<■.Валерий Алексеев Вместе с тем, командир, как и раньше, оста вался основным обучающим лицом для своих пи лотов. Ни один лётчик не оставался не обласкан ным его пристальным вниманием. Методично и своевременно он летал с каждым пилотом, и оценивал качество усвоения лётной программы. Ему, а скорее больше нам, повезло в том, что ещё в бытность СССР, в 1991 г., Апакидзе Т.А. успел освоить полёты с авианосца. На тот пе риод он был первым и единственным в России палубным военным лётчиком. Как и прежде он оставался примером для подражания и в полё тах, и в службе, и в быту. Обвально разрушающаяся экономика стра ны стремительно сокращала финансирование Вооруженных Сил, в том числе и «корабельной программы». Осваивая полёты с корабля, мы по пали в условия, когда не имели права на ошибку. Ведь каждая ошибка влекла за собой перерасход материальных ресурсов, что ставило под угрозу существование всей «корабельной программы» в целом. Экономия средств осуществлялась за счёт перенапряжения моральных и физических сил тех людей, которые занимались освоением полётов с авианосца. Такая обстановка требова ла контроля психофизиологического состояния каждого лётчика. К чести Тимура Автандилови ча, следует отметить, что он хорошо знал воз можности своих пилотов, и знал, что они у всех разные. В тот период важно было «не перегнуть палку», с чем командир успешно и справлялся. Одновременно, наверное, ему было и тяж е ло, и легко. Тяжело от рутины обеспечивающих мероприятий, от бытовой неустроенности и по стоянного отрыва от семьи. Легко от осознания того, что им создан коллектив единомышленни ков, который занимается любимым и престиж ным делом, и что самое главное - все мы про двигаемся к намеченной цели. З а два года службы в Заполярье, благодаря внедрению своей методики подготовки лётчи ков, бескорыстной жизненной позиции и кро потливой работе по восстановлению школы подготовки морских воздушных бойцов, утра ченной в Крыму, полковник Т.А. Апакидзе з а служил уважение командования ВМФ, стал бес прекословным авторитетом среди сослуживцев и приобрел сподвижников в непростом деле - в деле подготовки палубных истребителей. В 1994 году он назначается командиром смешанной корабельной авиационной дивизии ВВС Северного флота, в этом же году ему при сваивается почетное звание «Заслуженный во енный лётчик РФ». Основные события по осво ению корабельной программы, разработанной Т.А Апакидзе, развернулись летом 1994 года. Из 15-ти лётчиков, прибывших вместе с ко мандиром в 1992 году на Северный флот, была сформирована «лидерная группа» составом 10 человек. В эту же группу вошёл командир 279 -го корабельного истребительного авиационно го полка полковник Бохонко И.И. Отбор этих лётчиков не был случайным, они обладали наи более высоким уровнем боевой подготовки в полку. Более того, они имели устойчивую пси хологическую направленность на лётную рабо ту с корабля. Данная лётная мотивация была доказана их решимостью продолжать начатое дело освоения корабельной авиации в условиях Заполярья, когда они предпочли теплой тихой жизни на Юге боевую работу на Севере и ушли вслед за кораблем служить на Северный флот. Впоследствии эта мотивация была подтвержде на психологическим обследованием, проведён ным в период боевой службы по методике Сав ченко, которая показала, что 85% лётчиков-ис- требителей имеют «высокий» и «очень высокий» уровни психологической готовности. По сути, Тимур Автандилович после всех потрясений, связанный с развалом СССР, собрал крепкую команду единомышленников, готовых в любых условиях проложить первую дорогу в освоении авианосца. В период август-сентябрь 1994 года вопло тилась в реальность идея офицеров Российско го флота о применении самолётов традицион ной схемы взлёта-посадки с палубы надводных кораблей, изложенной впервые в мире в до кладной записке Главному Морскому штабу 23 октября 1909 года. Данная идея была реализо вана под руководством командира смешанной корабельной авиационной дивизии полковни к а Апакидзе Т.А. Российский флот получил пер вых палубных лётчиков-истребителей, освоив ших взлёт и посадку с тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов» в акватории Баренцева моря в следующей последовательности: подполковни ки Кожин И.С., Дубовой В.В., Кочкарёв К.Б., Рыжов Г.Б., капитан Кузнецов Е.В., полковник Чибир Я.Г., полковник Бохонко И.И., капита ны Подгузов П.Э. и Абрамов А.А. В следующем, 1995 году, «Тимуровская команда» палубных лётчиков увеличилась еще на 7 человек. З а мужество и героизм, проявленные при испытании и освоении новой авиационной тех ники, Указом Президента РФ 17 августа 1995 г. полковнику Апакидзе Т.А. было присвоено зв а ние «Герой Российской Федерации». 668
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz