Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).
ЗЛ ШуШКіУУО (РОССИЮ ТенералШимур Jlnaiquhe —палубный военный лётчик^номер один КОМАНДИР ПО ДОЛЖНОСТИ, ЛИДЕР ПО ПРИЗВАНИЮ, ЧЕЛОВЕК ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ П ервенство России в великих открытиях в науке и достижениях в различных об ластях человеческой деятельности не раз под тверждалось её подданными на протяжении многих веков. В искусстве мы с гордостью можем назы вать такие имена мирового значения как Пуш кин А.С., Лермонтов М.Ю., Толстой Л.Н., Чехов А.П., Есенин С.А., Маяковский В.В., Горький А.М., Айвазовский И.К., Шишкин И.П., Пли сецкая М.П., Павлова А.П. и многие, многие другие имена. Нам по праву принадлежит открытие новых земель в Сибири, на Севере, Дальнем Востоке Евразии, в Северной Америке (Дежнев С.П., Крузенштерн И.Ф., Лазарев М.П., Невельский Г.И.) и на крайнем Юге планеты (Беллинсгау зен Ф.Ф. - Антарктида 16.01.1820 г.). Мы можем гордиться изобретением радио (Попов А.С.) и лидерством в освоении космоса (первый искусственный спутник Земли, пер вый космонавт - лётчик истребитель ВВС Се верного флота Ю.А. Гагарин). В области авиации всему миру известны основатель высшего пилотажа штабс-капитан Нестеров П.П., авторы мировых рекордов Чка лов В.П., Байдуков Г.Ф. и Беляков А.В. (перелет через Северный полюс в Америку), Гризодубо в а B.C. (5 мировых рекордов и 200 боевых вы летов), непревзойденные мастера воздушного боя Великой Отечественной войны Кожедуб И.Н. и Покрышкин А.И. Без всякого сомнения Россия является ко лыбелью палубной авиации, о чём свидетель ствует неоспоримый исторический ф акт - до кладная записка от 23 октября 1909 г., в кото рой капитан корпуса инженеров флота Маци- евич Л.М. предложил Главному командованию морского флота применять самолёты с палубы надводных кораблей. В последующем предло жение Мациевича Л.М. по обеспечению взлё т а с палубы с использованием электрической лебедки стало прообразом современных кат а пульт, установленных на авианосцах, а новше ство в виде улавливающих сетей - это прототип нынешних аэрофинишеров, которыми сегодня оборудованы авианосцы военно-морских сил всех государств мира. Такой мощный исследовательский потенци ал наших соотечественников, их стремление к познанию нового, неизведанного и необходимо го государству закономерно создали предпосыл ки к постоянному появлению в России последо вателей и сподвижников, людей неординарных с пытливым умом, чистым сердцем, готовых во главу угла ставить интересы дела выше своих личных, людей чести и достоинства. Именно к этой категории можно с полной уверенностью отнести генерал-майора Апаки дзе Тимура Автандиловича, моего командира, учителя и старшего товарища. Судьба свела меня с этим удивительным человеком в 1988 году, когда он после оконча ния Военно-морской академии был назначен командиром 100-го корабельного истребитель ного авиационного полка (КИАП) с местом ба зирования в г. Саки, тогда ещё Крымской обл. Про Апакидзе Т.А. я узнал задолго до перво го знакомства, когда проходил службу в горо де Таганроге в одном из авиационных полков Ейского ВВАУЛ. Поскольку Апакидзе Т.А. был выпускником именно этого училища, то весть об энергичном и молодом командире первого в истории страны корабельного истребительного полка к нам пришла довольно быстро. В августе 1988 года на аэродроме Очаков состоялось первое личное знакомство капитана Рыжова Г.Б с подполковником Апакидзе Т.А. В этот ясный день в 100-м КИАП шли плановые полёты и я, конечно, сразу оказался на аэро дроме. Поразила высокая организация этих полётов, летали три авиационные эскадрильи, каждая на своем типе: Су-27, МиГ-29 и Л-39. Достойный уважения, заворожил меня, про водимый над «точкой», ближний маневренный групповой воздушный бой на малой высоте - венец подготовки любого лётчика-истребителя. В воздухе была пара Су-27 против пары истре бителей МиГ-29. Вскоре лётная смена закончилась. Разбор полётов, который довелось мне увидеть, пока зал, насколько доходчиво и убедительно коман дир полка умеет довести до своих лётчиков все нюансы лётной смены. С особой тщательно стью он разобрал допущенные ошибки, причём с удивительной прозорливостью, грамотно и доказательно он выявлял причины, приведшие к этим ошибкам. При разборе того или иного 665
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz