Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

ЗЛ ШуШКіУУО (РОССИЮ ТенералШимур Jlnaiquhe —палубный военный лётчик^номер один КОМАНДИР ПО ДОЛЖНОСТИ, ЛИДЕР ПО ПРИЗВАНИЮ, ЧЕЛОВЕК ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ П ервенство России в великих открытиях в науке и достижениях в различных об­ ластях человеческой деятельности не раз под­ тверждалось её подданными на протяжении многих веков. В искусстве мы с гордостью можем назы­ вать такие имена мирового значения как Пуш­ кин А.С., Лермонтов М.Ю., Толстой Л.Н., Чехов А.П., Есенин С.А., Маяковский В.В., Горький А.М., Айвазовский И.К., Шишкин И.П., Пли­ сецкая М.П., Павлова А.П. и многие, многие другие имена. Нам по праву принадлежит открытие новых земель в Сибири, на Севере, Дальнем Востоке Евразии, в Северной Америке (Дежнев С.П., Крузенштерн И.Ф., Лазарев М.П., Невельский Г.И.) и на крайнем Юге планеты (Беллинсгау­ зен Ф.Ф. - Антарктида 16.01.1820 г.). Мы можем гордиться изобретением радио (Попов А.С.) и лидерством в освоении космоса (первый искусственный спутник Земли, пер­ вый космонавт - лётчик истребитель ВВС Се­ верного флота Ю.А. Гагарин). В области авиации всему миру известны основатель высшего пилотажа штабс-капитан Нестеров П.П., авторы мировых рекордов Чка­ лов В.П., Байдуков Г.Ф. и Беляков А.В. (перелет через Северный полюс в Америку), Гризодубо­ в а B.C. (5 мировых рекордов и 200 боевых вы ­ летов), непревзойденные мастера воздушного боя Великой Отечественной войны Кожедуб И.Н. и Покрышкин А.И. Без всякого сомнения Россия является ко­ лыбелью палубной авиации, о чём свидетель­ ствует неоспоримый исторический ф акт - до­ кладная записка от 23 октября 1909 г., в кото­ рой капитан корпуса инженеров флота Маци- евич Л.М. предложил Главному командованию морского флота применять самолёты с палубы надводных кораблей. В последующем предло­ жение Мациевича Л.М. по обеспечению взлё­ т а с палубы с использованием электрической лебедки стало прообразом современных кат а ­ пульт, установленных на авианосцах, а новше­ ство в виде улавливающих сетей - это прототип нынешних аэрофинишеров, которыми сегодня оборудованы авианосцы военно-морских сил всех государств мира. Такой мощный исследовательский потенци­ ал наших соотечественников, их стремление к познанию нового, неизведанного и необходимо­ го государству закономерно создали предпосыл­ ки к постоянному появлению в России последо­ вателей и сподвижников, людей неординарных с пытливым умом, чистым сердцем, готовых во главу угла ставить интересы дела выше своих личных, людей чести и достоинства. Именно к этой категории можно с полной уверенностью отнести генерал-майора Апаки­ дзе Тимура Автандиловича, моего командира, учителя и старшего товарища. Судьба свела меня с этим удивительным человеком в 1988 году, когда он после оконча­ ния Военно-морской академии был назначен командиром 100-го корабельного истребитель­ ного авиационного полка (КИАП) с местом ба­ зирования в г. Саки, тогда ещё Крымской обл. Про Апакидзе Т.А. я узнал задолго до перво­ го знакомства, когда проходил службу в горо­ де Таганроге в одном из авиационных полков Ейского ВВАУЛ. Поскольку Апакидзе Т.А. был выпускником именно этого училища, то весть об энергичном и молодом командире первого в истории страны корабельного истребительного полка к нам пришла довольно быстро. В августе 1988 года на аэродроме Очаков состоялось первое личное знакомство капитана Рыжова Г.Б с подполковником Апакидзе Т.А. В этот ясный день в 100-м КИАП шли плановые полёты и я, конечно, сразу оказался на аэро­ дроме. Поразила высокая организация этих полётов, летали три авиационные эскадрильи, каждая на своем типе: Су-27, МиГ-29 и Л-39. Достойный уважения, заворожил меня, про­ водимый над «точкой», ближний маневренный групповой воздушный бой на малой высоте - венец подготовки любого лётчика-истребителя. В воздухе была пара Су-27 против пары истре­ бителей МиГ-29. Вскоре лётная смена закончилась. Разбор полётов, который довелось мне увидеть, пока­ зал, насколько доходчиво и убедительно коман­ дир полка умеет довести до своих лётчиков все нюансы лётной смены. С особой тщательно­ стью он разобрал допущенные ошибки, причём с удивительной прозорливостью, грамотно и доказательно он выявлял причины, приведшие к этим ошибкам. При разборе того или иного 665

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz