Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).
ЗЛ ШуШКіУУО (РОССИЮ ТенералШймур Jlnaiquhe —палубный военный лётчик^номер один Так наше поколение шестидесятых годов проходило своё становление от учёбы в шко ле, в училище, на переучивании, в полках при службе на Севере, на аэродромах, на авианесу щих кораблях, в дальних морских походах при непосредственном участии тех людей, о кото рых говорят, что наши Отцы - «Дети войны». Сегодня можно об этом говорить, и говорить с гордостью. Ведь по сути было заложено по коление их детей. Говорю о военнослужащих, которые и должны были продолжить традиции в Армии и на Флоте, заложенные нашими отца ми. И мы должны были передать в 90-х годах следующему поколению свои знания и опыт. Но этого не произошло. В результате развала стра ны и необоснованных преобразований в Армии и на Флоте в 90-е годы преемственность прер валась, так как наборы в военные училища не производились многие годы, особенно в ави а ционные, штурманские и инженерные. Все это сказалось на безопасности полётов, создало вы сокую аварийность. Снизилась обороноспособ ность, и все вместе в общем повлияло на наци ональную безопасность нашей Родины. И все же, благодаря труду и таланту пре данных Родине и авиации людей, мы двига лись вперед. Говоря об этих людях, становится понятно, каким образом у нас все получалось в годы перестройки и разрушения страны. Имен но в эти годы был пик испытаний, освоения са молётов нового поколения, как будто в стране ничего плохого не происходило. Решались мно гочисленные задачи по испытаниям самолётов, в том числе палубного базирования. Соверша лись дальние перелёты в Арктике, не прекра щалось участие в международных авиасалонах с показом наших самолётов и непревзойден ного лётного мастерства наших лётчиков. Был введен в строй ТАВКР «Адмирал Кузнецов», и лётчик-испытатель Виктор Георгиевич Пугачёв выполнил первую посадку на палубу. Парал лельно под его руководством, вместе с лётчика- ми-испытателями Сергеем Мельниковым, Ни колаем Диордицей и Александром Раевским, готовился к выполнению первых посадок на авианосец лётный состав 100 полка, а в даль нейшем 279 полка. Об этом свидетельствуют записи в лётных книжках у строевых лётчиков в разделе допусков к полётам и контролей лёт ной подготовки для полётов на самолётах п а лубного базирования с подписями наших з а служенных лётчиков-испытателей СССР и РФ. В этот год моим экипажем было выполнено 127 посадок на корабль днём и 60 - ночью. И общий налёт составил порядка 189 часов, д а плюс налёт с количеством посадок на корабль, превышающие лётную нагрузку в день, кото рый мы не записали, нам запретили его учесть, он остался за кадром. Кроме обеспечения посадок на авианосец «Адмирал Кузнецов» мы производили восста новление вертолета-спасателя Ка-27ПС №21. В экипаже Д. Шатского произошло соударение лопастей вертолёта Ка-27ПС № 21с надстрой кой корабля и, соответственно, повреждение НВ, колонки, редуктора. Инженерно-техни ческий состав полностью восстановил верто лёт: меняли колонку НВ, редуктор, лопасти на корабле, а его лётным восстановлением зани мался мой экипаж. Выполняли прогонки, ви- сение, облёты на корабле в свободное от задач полётов на АСС. Прогонки выполнялись ночью, когда палуба корабля не использовалась для полётов самолётов. Далее успешно перегнали в Баренцевом море вертолёт Ка-27ПС №21 на аэродром Североморск-2. З а всю историю по лётов с кораблей я не припомню такого случая, когда вертолёт был полностью восстановлен на корабле инженерно-техническим составом по сле таких поломок при соударении НВ об над стройку корабля. В этот период заместитель командира ди визии Соловьев Борис Васильевич прилетел на корабль на вертолёте Ми-8. А в то время опера тивная служба ему доложила, что начало лёт ной смены во столько-то, а заканчивают они полёты во столько-то и всё время летают. И так полтора месяца. Борис Васильевич проверил наш налёт, количество посадок на корабль и предельную нагрузку на экипаж по всем доку ментам, которые фиксировали объективную обстановку. А обстановка была, как на войне, и мы не жаловались на неё. Лично мне было интересно всегда летать и, дай мне волю, сут ками бы летал с корабля. Именно с корабля над морем, а не над землёй. И после проверки Бо рисом Васильевичем наш оставшийся налёт и количество посадок были приведены в соответ ствие с документами на законных основаниях. И про себя подумал: «Наверное, это впервые было, когда свой реальный налёт и количество посадок мы уменьшали при полётах с корабля по нагрузке». И это правильно. Случись что, нам с командирами прокуроры бы намотали такой срок! А ведь обстановка была реальная, как на войне, только пули не свистели.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz