Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

(Валерий Алексеев Заслуженные лётчики-испытатели РФА.М. Раевский, Н.Ф. Диордица, С.В. Петруша на ТАКР «Адмирал Кузнецов» в период проведения испытаний на самолёте Су-27К (в будущем все стали Героями Российской Федерации) лётчики-испытатели. При выполнении посадок на корабль у полковника Раевского А. при з а ­ ходах на корабль не удавалось посадить само­ лёт Су-27К. После трёх заходов лётчик ушёл на аэродром Североморск-1 по минимальному остатку топлива. Обстановка была напряжен­ ной, это чувствовалось по голосу лётчика. Как потом мне сказали, был отказ демпфера ГАКа у самолёта, он просто отскакивал от палубы при её касании и не зацеплял трос аэрофинишёра. У Александра Раевского были и другие слу­ чаи при предельной погоде при посадке на корабль. Сама судьба проверяла его на проч­ ность, и он с честью выходил из любых ситу­ аций и мастерски сажал палубный самолёт на авианосец. 2 сентября 1993 г. в связи с крайне слож­ ными метеоусловиями в районе авианесущего крейсера, когда ограниченный остаток топли­ в а не позволял уйти на береговой аэродром, он принял решение произвести посадку на палубу (её размеры 205 на 26 метров - площадью мень­ ше футбольного поля). Пользуясь указаниями руководителя визуальной посадки, он впервые этот элемент полёта выполнил вслепую. Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик- испытатель РФ Сергей Николаевич Мельников 27 августа 1994 года на тяжелом авиане­ сущем крейсере произошёл отказ оптической системы «Луна-ЗМ», без которой посадка на п а ­ лубу не выполняется. Отвергнув возможность катапультирования, что в условиях, когда бе­ реговой аэродром оказался закрыт туманом, казалось единственным выходом, лётчик-ис­ пытатель А.М. Раевский, проявив хладнокро­ вие, выдержку, отвагу и высокий профессио­ нализм, с первого захода совершил ювелирную по точности посадку на палубу корабля, чем обеспечил сохранность дорогостоящего опыт­ ного самолета. Так работали лётчики-испытатели. А потом началась подготовка строевых лётчиков кора­ бельного полка, которые прошли такую же нау­ ку взлётов и посадок на палубу. При этом особую роль в этой подготовке сыграл лётчик-испыта­ тель Мельников Сергей Николаевич. Он первый начал готовить строевых лётчиков в условиях Севера, и его вклад в эту работу неоценим. Впоследствии командующий морской ави ­ ацией генерал-полковник Дейнека Владимир Григорьевич скажет: «Мало кто знает, что генеральный конструктор КБ Сухого Михаил Петрович Симонов и командующий морской авиацией ВМФ генерал-полковник Виктор Пав­ лович Потапов совершили гражданский под­ виг. Перед этими посадками на корабль в 1994 году, до того когда были завершены государ­ ственные испытания самолёта Су-33 в силу необходимости и быстрого освоения авианосца и самолёта, они приняли реш ение допустить строевых лётчиков к полётам на самолёте 656

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz