Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

ЗЛ ШуШКіУУО (РОССИЮ ТенералШимур Jlnaiquhe —палубный военный лётчик^номер один Генерал-лейтенант Рогов Николай Андреевич, генерал- майор Мордовалов Николай Алексеевич, полковник Бакулин Геннадий Георгиевич зы вал Тимур, - было очень трудно, учитывая экономические трудности, инфантильность нашего руководящего состава, ш калу ценно­ стей в авиации». Вся страна, по словам Тиму­ ра, находилась «в перевёрнутом штопоре»; в армии начался разброд, по полгода военные не получали зарплату, и жители нашего гарнизона брали в магазинчике продукты в долг, записы­ вая покупки в долговую книгу. У лётчиков, перелетевших из Крыма вместе с Тимуром, закончились все сроки на допуск к полётам; аэродромы и службы обеспечения оказались в плачевном состоянии, оборудова­ ние выходило из строя, а запчастей не было. И никто не мог поверить, что в столь короткие сроки и в таких немыслимых условиях в стра­ не появится первая десятка лётчиков-палубни- ков. «Кузнецов» был спасён! «Надо отдать должное мужеству Тимура - вот где подвиг! - вспоминает Сергей Степа­ нов.- Несмотря на предельно напряжённый график работы, ему удалось довести до са­ мостоятельных посадок на палубу больше 10 человек. «С запасом» подготовить каждого пи­ лота не было ни средств, ни возможностей. Приходилось допускать к самостоятельным полётам и посадкам на палубу лётчиков, про­ шедших минимально необходимое количество учебных и тренировочных полётов. Здесь нель ­ зя было ошибиться ни в оценке лётной подго­ товки каждого лётчика, ни в его психофизи­ ологическом состоянии. Цена ошибки... даже страшно предположить! Оценку готовности каждого лёт чика выполнял Тимур, он же давал разрешение на каждый полёт. На нем лежа­ л а вся ответственность, и он прекрасно пони­ мал, что в трудной ситуации делить её с ним никто не будет». В 1994 году Тимур в интервью говорил: «Мы живём сегодняшним днём, надеемся на завтра, но что будет с нами, с вооружёнными силами - не знает никто, никто не ответит на этот вопрос». Ради будущего Тимур Автандилович де­ лал всё, что было в его силах, преодолевая все трудности, - и его пилоты по уровню лётной и боевой подготовки встали на мировой уро­ вень. Поэтому на вопрос: «Способны л и мы за ­ щитить себя?» - он с полной ответственностью и гордостью отвечал: «Я уверен, что мои л ёт ­ чики, личный состав вверенной м не дивизии, если придёт ли ха я година, свой долг выполнят, и выполнят его по-настоящему!» Эти слова, сказанные нашим командиром нынешнему руководству авиации и флоту, з а ­ бывать нельзя. Если задать мне вопрос: «Какое было твоё впечатление от полётов, впервые осущест­ вляемых с корабля на ходу лёт чиками 279 КИАП?» Можно ответить коротко. По тому, что было видно с воздуха, по динамике полёта самолёта и действиям лётчиков, а также и по интонации радиообмена лётчиков с руководителем полё­ т а и посадки, мы вообще не увидели во всех действиях, что наши лётчики садятся на авиа ­ носец впервые. Мало того, если не слушать по­ зывной командира экипажа, разницы между полётами заслуженных лётчиков-испытателей и строевых лётчиков не было никакой. Это при виде с воздуха. На корабле же чувствовалось волнение за своих лётчиков у Тимура Автандиловича Апа­ кидзе, хоть виду он не подавал. Перед самосто­ ятельными полётами в этот день, 26 августа, заранее в эту смену перед вылетом подошёл Ти­ мур Автандилович. Он был одет в МСК, поздо­ ровался за руку, много не говорил, в основном внимательно осматривал мой экипаж - смотрел за действиями всего экипажа и водолазов и ин­ тересовался тем, чтобы мы вовремя взлетели. В эти дни всё шло ровно - это касается по­ лётов строевых лётчиков. Были лётные смены, когда был минимум полётов не только для ко­ рабля, но и для аэродромов. В такие дни летали 655

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz