Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).
ЗЛ ШуШКіУУО (РОССИЮ ТенералШимур Jlnaiquhe —палубный военный лётчик^номер один Генерал-лейтенант Рогов Николай Андреевич, генерал- майор Мордовалов Николай Алексеевич, полковник Бакулин Геннадий Георгиевич зы вал Тимур, - было очень трудно, учитывая экономические трудности, инфантильность нашего руководящего состава, ш калу ценно стей в авиации». Вся страна, по словам Тиму ра, находилась «в перевёрнутом штопоре»; в армии начался разброд, по полгода военные не получали зарплату, и жители нашего гарнизона брали в магазинчике продукты в долг, записы вая покупки в долговую книгу. У лётчиков, перелетевших из Крыма вместе с Тимуром, закончились все сроки на допуск к полётам; аэродромы и службы обеспечения оказались в плачевном состоянии, оборудова ние выходило из строя, а запчастей не было. И никто не мог поверить, что в столь короткие сроки и в таких немыслимых условиях в стра не появится первая десятка лётчиков-палубни- ков. «Кузнецов» был спасён! «Надо отдать должное мужеству Тимура - вот где подвиг! - вспоминает Сергей Степа нов.- Несмотря на предельно напряжённый график работы, ему удалось довести до са мостоятельных посадок на палубу больше 10 человек. «С запасом» подготовить каждого пи лота не было ни средств, ни возможностей. Приходилось допускать к самостоятельным полётам и посадкам на палубу лётчиков, про шедших минимально необходимое количество учебных и тренировочных полётов. Здесь нель зя было ошибиться ни в оценке лётной подго товки каждого лётчика, ни в его психофизи ологическом состоянии. Цена ошибки... даже страшно предположить! Оценку готовности каждого лёт чика выполнял Тимур, он же давал разрешение на каждый полёт. На нем лежа л а вся ответственность, и он прекрасно пони мал, что в трудной ситуации делить её с ним никто не будет». В 1994 году Тимур в интервью говорил: «Мы живём сегодняшним днём, надеемся на завтра, но что будет с нами, с вооружёнными силами - не знает никто, никто не ответит на этот вопрос». Ради будущего Тимур Автандилович де лал всё, что было в его силах, преодолевая все трудности, - и его пилоты по уровню лётной и боевой подготовки встали на мировой уро вень. Поэтому на вопрос: «Способны л и мы за щитить себя?» - он с полной ответственностью и гордостью отвечал: «Я уверен, что мои л ёт чики, личный состав вверенной м не дивизии, если придёт ли ха я година, свой долг выполнят, и выполнят его по-настоящему!» Эти слова, сказанные нашим командиром нынешнему руководству авиации и флоту, з а бывать нельзя. Если задать мне вопрос: «Какое было твоё впечатление от полётов, впервые осущест вляемых с корабля на ходу лёт чиками 279 КИАП?» Можно ответить коротко. По тому, что было видно с воздуха, по динамике полёта самолёта и действиям лётчиков, а также и по интонации радиообмена лётчиков с руководителем полё т а и посадки, мы вообще не увидели во всех действиях, что наши лётчики садятся на авиа носец впервые. Мало того, если не слушать по зывной командира экипажа, разницы между полётами заслуженных лётчиков-испытателей и строевых лётчиков не было никакой. Это при виде с воздуха. На корабле же чувствовалось волнение за своих лётчиков у Тимура Автандиловича Апа кидзе, хоть виду он не подавал. Перед самосто ятельными полётами в этот день, 26 августа, заранее в эту смену перед вылетом подошёл Ти мур Автандилович. Он был одет в МСК, поздо ровался за руку, много не говорил, в основном внимательно осматривал мой экипаж - смотрел за действиями всего экипажа и водолазов и ин тересовался тем, чтобы мы вовремя взлетели. В эти дни всё шло ровно - это касается по лётов строевых лётчиков. Были лётные смены, когда был минимум полётов не только для ко рабля, но и для аэродромов. В такие дни летали 655
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz