Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).
<■.Валерий Ялек^еев Командующий авиации ВМФ РФ генерал-лейтенант Дейнека Владимир Григорьевич, лётчик-испытатель Иванов Александр Борисович, лётчик-испытатель Мельников Сергей Николаевич во время полётов на «Адмирале Кузнецове» из неё после окончания полёта. Пристегнулся - катапультируйся, не пристегнулся - выпры гивай, даже если ещё не запущ ен двигатель. Самолёт может просто покатиться и упасть за борт. Такое, например, часто случается у американцев, несмотря на отличную органи зацию лёт ны х смен. Несогласованность палуб ной команды с командиром корабля или р уко водителем полётов, отказ тормозов - всякое может случиться - подвергает жизнь пилота опасности. Сам авианосец - это концентра ция всех опасностей, какие только возможны в авиации, и осторожность на палубе - самое главное для того, чтобы уцелеть. У лётчиков-испытателей чувство опасно сти крайне обострено. Они успевают ката пультироваться в самой безнадёжной ситу ации. Лётчик-испытатель Анатолий Квочур демонстрировал это дважды. Честно говоря, раньш е мои лёт чики в подобных условиях поки нуть бы самолёт не смогли. Все аварийные си туации в 100-м полку заканчивались гибелью экипажа, но когда мы все кардинально пересмо трели, положение дел изменилось к лучш ему . Авиация как война - ничего не прощает. А для командира полка потерять лёт чика - лучш е отправиться туда самому! Потом приезжа ют родители, вдова... И это такое страшное дело - объяснять жене, матери, детям, поче м у их дорогой человек больше не живёт. Это самая страшная сторона нашей профессии!». На вопрос по поводу авиакатастроф Тимур ответил: «Я считаю, что руководители, кото рые говорят, что лёт ны х происшествий можно избежать, просто не хотят смо треть действительности в глаза. По тому что до тех пор, пока самолёты летают, они всё равно будут падать. И это не фатальная неизбежность гибели лётчиков и падения самолётов, нет, но в тех коллективах, где борются за безо пасность полётов, где разумно строят лёт ную работу, там вероятность ави ационных катастроф гораздо меньше, чем там, где всё пущено на самотёк. Ни один лёт чик не хочет умирать!..» Время, в которое ставили на крыло корабельных лётчиков палубной авиа ции России, было правильно спланиро вано по часам. Если бы не подготовили летчиков за эти годы - от первой посадки Пугачёва на палубу 1 ноября 1989 года в 13.46 и в дальнейшем, у нас корабель ной, палубной авиации по самолётной составляющей не было бы вообще. Этого первого авианосца «Адмирал Кузнецов» с нашими самолётами у нас не было бы. Авианосцы у тайцев были, у индусов были, у китайцев были, а у нас не было. Если вдуматься, что происходило в стра не в эти годы, что было сделано нашими лёт- чиками-испытателями, лётчиками морской авиации, конструкторами, личным составом авиации и корабля, нашими командирами на авианосце «Адмирале Кузнецове», то за это вре мя был совершён подвиг каждым из них. Бла годаря им до сих пор мы умеем летать с кора бля, с авианосца. В 1994 году в Совете Обороны было приня то решение по поводу «Адмирала Кузнецова»: он должен разделить участь других авианосцев ввиду отсутствия подготовленного авиакрыла. Если до конца года ничего не изменится - ко рабль будет продан. «Я понял, - вспоминал Тимур, - если наш единственный авианосец продадут, то палуб ной авиации в нашей стране не будет никогда. И всё, ради чего мы уехали с Украины, пожерт вовав всем, теряло смысл. И я р еш и л сажать лётчиков в жёстких условиях и любой ценой». То, что вынес на себе Тимур, трудно передать словами. Это был каторжный труд, потому что лётчиков приходилось учить с нуля, каждого Тимур готовил лично и каждого лично сажал на палубу. Усложняли все и объективные условия: развал страны, нехватка топлива, самолётов, бытовая неустроенность, сами полёты в усло виях Заполярья. «Готовить лётчиков, -расска- 654
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz