Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

<■.Валерий Ялек^еев Командующий авиации ВМФ РФ генерал-лейтенант Дейнека Владимир Григорьевич, лётчик-испытатель Иванов Александр Борисович, лётчик-испытатель Мельников Сергей Николаевич во время полётов на «Адмирале Кузнецове» из неё после окончания полёта. Пристегнулся - катапультируйся, не пристегнулся - выпры­ гивай, даже если ещё не запущ ен двигатель. Самолёт может просто покатиться и упасть за борт. Такое, например, часто случается у американцев, несмотря на отличную органи­ зацию лёт ны х смен. Несогласованность палуб­ ной команды с командиром корабля или р уко ­ водителем полётов, отказ тормозов - всякое может случиться - подвергает жизнь пилота опасности. Сам авианосец - это концентра­ ция всех опасностей, какие только возможны в авиации, и осторожность на палубе - самое главное для того, чтобы уцелеть. У лётчиков-испытателей чувство опасно­ сти крайне обострено. Они успевают ката­ пультироваться в самой безнадёжной ситу­ ации. Лётчик-испытатель Анатолий Квочур демонстрировал это дважды. Честно говоря, раньш е мои лёт чики в подобных условиях поки­ нуть бы самолёт не смогли. Все аварийные си­ туации в 100-м полку заканчивались гибелью экипажа, но когда мы все кардинально пересмо­ трели, положение дел изменилось к лучш ему . Авиация как война - ничего не прощает. А для командира полка потерять лёт чика - лучш е отправиться туда самому! Потом приезжа­ ют родители, вдова... И это такое страшное дело - объяснять жене, матери, детям, поче­ м у их дорогой человек больше не живёт. Это самая страшная сторона нашей профессии!». На вопрос по поводу авиакатастроф Тимур ответил: «Я считаю, что руководители, кото­ рые говорят, что лёт ны х происшествий можно избежать, просто не хотят смо­ треть действительности в глаза. По­ тому что до тех пор, пока самолёты летают, они всё равно будут падать. И это не фатальная неизбежность гибели лётчиков и падения самолётов, нет, но в тех коллективах, где борются за безо­ пасность полётов, где разумно строят лёт ную работу, там вероятность ави­ ационных катастроф гораздо меньше, чем там, где всё пущено на самотёк. Ни один лёт чик не хочет умирать!..» Время, в которое ставили на крыло корабельных лётчиков палубной авиа ­ ции России, было правильно спланиро­ вано по часам. Если бы не подготовили летчиков за эти годы - от первой посадки Пугачёва на палубу 1 ноября 1989 года в 13.46 и в дальнейшем, у нас корабель­ ной, палубной авиации по самолётной составляющей не было бы вообще. Этого первого авианосца «Адмирал Кузнецов» с нашими самолётами у нас не было бы. Авианосцы у тайцев были, у индусов были, у китайцев были, а у нас не было. Если вдуматься, что происходило в стра­ не в эти годы, что было сделано нашими лёт- чиками-испытателями, лётчиками морской авиации, конструкторами, личным составом авиации и корабля, нашими командирами на авианосце «Адмирале Кузнецове», то за это вре­ мя был совершён подвиг каждым из них. Бла­ годаря им до сих пор мы умеем летать с кора­ бля, с авианосца. В 1994 году в Совете Обороны было приня­ то решение по поводу «Адмирала Кузнецова»: он должен разделить участь других авианосцев ввиду отсутствия подготовленного авиакрыла. Если до конца года ничего не изменится - ко­ рабль будет продан. «Я понял, - вспоминал Тимур, - если наш единственный авианосец продадут, то палуб­ ной авиации в нашей стране не будет никогда. И всё, ради чего мы уехали с Украины, пожерт­ вовав всем, теряло смысл. И я р еш и л сажать лётчиков в жёстких условиях и любой ценой». То, что вынес на себе Тимур, трудно передать словами. Это был каторжный труд, потому что лётчиков приходилось учить с нуля, каждого Тимур готовил лично и каждого лично сажал на палубу. Усложняли все и объективные условия: развал страны, нехватка топлива, самолётов, бытовая неустроенность, сами полёты в усло­ виях Заполярья. «Готовить лётчиков, -расска- 654

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz