Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

Экипаж вертолёта спасателя между вылетами, короткие указания на дальнейшие полёты с задачей по АСС. Но для неподготовленного экипажа может закончиться весьма плачевно, исходя из уровня подготовки лётного состава в последнее время, начиная с училища и боевых полков. Таких катастроф, о которых знаю, с фотографированием и видеосъёмками, в воен­ ной авиации за последнее время было две - на вертолёте Ка-27 и на самолётах Су-34. При интенсивных полётах на корабле мы особо не вникали, кто есть кто. Каждый из нас в то время делал свою работу. Ежедневная р а ­ бота была очень нагруженная и плотная. С по­ годой в это время нам повезло. З а весь период было несколько минимумов для полётов с кора­ бля в море и с аэродрома, в это время летали лётчики-испытатели и, естественно, при всех полётах мы были в воздухе. Задачу по обеспечению полётов лётчиков 279 КИАП на палубу авианосца на вертолё- те-спасателе выполнили. Наши первые стро­ евые лётчики из 279 КИАП СФ произвели са­ мостоятельно посадку на палубу авианосца в 1994 году. Подробно, как это происходило. Вспоминаю те дни, когда мы обеспечива­ ли и выполняли задачи АСС во время полётов самолётов с кораблей в Чёрном море, Среди­ земном море, в Атлантическом океане, в Б а ­ ренцевом море. Лётчики на ТОФе выполняли задачи АСС в Тихом оке­ ане, в Индийском океане; на бое­ вых службах в Мировом океане на корабельных вертолётах в любых условиях на тяжёлых авианесущих крейсерах «Киев», «Баку» («Горшков») и с авианосца «Адмирал Кузнецов» - наттти товарищи и однокашники на ТОФ с «Новороссийска» и «Минска». Кроме этих кораблей существует по­ рядка 11-15 проектов кораблей на флотах, на которых и с которых мы выполняли полёты и боевые служ­ бы по продолжительности по полго­ д а и более. Летали во всех условиях днём и ночью с различных проектов кораблей на «стопе» и на «ходу». Ко­ личество кораблей, если подсчитать за всё время службы, составило бы примерно около пятидесяти ави а ­ несущих кораблей наших + корабли НАТО, на которые выполнили посад­ ки во время совместных учений. Если вспомнить полёты на СФ в 1994 году, когда впервые готовили самостоятельным полётам почти це­ лую эскадрилью палубных лётчиков, мы выполняли в составе моего вертолётного отряда противолодочные задачи на кораблях с различных проектов кораблей 1155, в июле ме­ сяце участвовали в крупных учениях Северно­ го Флота на атомном ракетном крейсере проек­ т а 1144 «Адмирал Нахимов», выполняли задачи по АСС в дежурстве с аэродрома на вертолё- те-спасателе Ка-27ПС. Так получилось, что с экипажами спаса­ тельных вертолётов в августе 1994 года была проблема (24 июля 1994 года произошла кат а ­ строфа вертолёта-спасателя Ка-27ПС экипа­ ж а майора А. Алтышкина, в августе 1994 года вария вертолёта при соударение лопастями НВ вертолёта Ка-27ПС спасателя №21 по надстрой­ ке корабля «Адмирала Кузнецова» в экипаже Д. Шатского), в полку подготовленных экипажей в этот момент практически не было. Кто-то был в отпуске, кто-то заболел, у других вышло ВАК для госпитализации, кто-то не восстановлен, и в итоге - неполный состав экипажа, в общем, сплошной «мор» получился у спасателей. Мой экипаж сняли по тревоге в августе 1994 года с дежурства ДС с аэродрома Североморск-2, и мы перелетели на вертолёте-спасателе №99 на авианосец «Адмирал Кузнецов». Какую з а ­ дачу выполнять будем, не знали. Команда нам 652

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz