Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

ЗЛ ШуШКіУУО (РОССИЮ ТенералШимур Jlnaiquhe —палубный военный лётчик^номер один Герой РФ, заслуженный военный лётчик РФ Виктор Викторович Дубовой В 1994 году в августе месяце в Баренцевом море выполнялись испытательные полёты на авианосце «Адмирал Кузнецов» после перехода корабля с Черноморского флота на Северный флот. Шли первые полёты по обучению строевых лётчиков 279 корабельного истребительного авиационного полка (КИАП) авиации Северного флота посадкам на корабль днём, после обучения на НИТКЕ в Саках. Ставили на крыло первую десятку строевых палубных лётчиков. В это время на корабле присутствовало не­ многочисленное количество специалистов ави ­ ационного крыла, так как полёты на корабль проходили с аэродрома. На корабле старшим авиационным начальником был первый заме­ ститель командующего авиации ВМФ РФ, з а ­ служенный военный лётчик СССР генерал-лей­ тенант Рогов Николай Андреевич, вместе с ним был Герой Советского Союза, заслуженный лёт- чик-испытатель СССР Пугачёв Виктор Георгие­ вич, лётчик-испытатель Мельников Сергей Ни­ колаевич, руководитель посадки заслуженный штурман-испытатель СССР Алфёров Николай Алексеевич, а также ведущий инженер по кон­ тролю за созданием корабельных истребителей Маслов Павел Иванович. Они держались вме­ сте. Проводили испытания корабельных само­ лётов и прилетали на корабль лётчики испы­ татели ГЛИЦ полковник Раевский Александр Михайлович и полковник Диор- дица Николай Фёдорович. 28 августа 1994 года выле­ тел самостоятельно с «Адмирала Кузнецова» на Су-27К лётчик-ис­ пытатель ГЛИЦ Петруша Вячес­ лав Станиславович, 29 сентября 1994 года — лётчик-испытатель ГЛИЦ Иванов Александр Борисо­ вич. Часто на корабль прилетал и находился на нём командующий авиации ВМФ РФ генерал-лейте- нант Дейнека Владимир Григо­ рьевич и командующий авиацией СФ генерал-майор, заслуженный военный лётчик РФ Мордовалов Николай Александрович. Когда начались полёты па­ лубной авиации, на нашем бор­ ту вертолёта-спасателя № 99, на котором я летал с нашим экипа­ жем, включая спасателей и во­ долазов, часто летал оператором Маслов Павел Иванович. При разговоре он был немногословен, сдержан и со­ бран. Команды от него в воздухе были чёткие и понятные. По своим возможностям пилотиро­ вания и возможностям вертолёта я не выходил за рамки запрещённого. Старался не заходить в зоны СВЧ облучения от антенн локаторов, си­ стем корабля, о которых мало кто знает, они не «окрашены» и их не видно, я знал только секто­ ра дальности и высоты. Указаний было много: зависнуть возле корабля по ходу движения и на курсе корабля под 90° левым бортом, сопро­ вождать в движении корабль на одной дистан­ ции и высоте, далее увечить высоту, сохраняя дистанцию по горизонтали до корабля. Меняли ракурс вида корабля. Фотографировали с воз­ духа проходы и посадки самолётов на корабль. В один из дней в море увидели огромную стаю касаток. Немного дальше шла атомная подводная лодка (АПЛ) в надводном положе­ нии. Сама задача фотосъемки с оператором на борту требует огромных и фундаментальных знаний по аэродинамике, физической сущно­ сти ограничений вертолёта, знаний по кора­ блю, зонам турбулентности над палубой и за кораблём с разным направлением результиру­ ющего воздушного потока; знаний по запасам управления вертолёта в зависимости от веса, температуры наружного воздуха, влажности. Вроде простая задача - съёмка, совмещённая 651

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz