Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).
<■.Валерий Ялек^еев Генеральный конструктор АО «Камов» Герой РФ, Академик РАН Михеев Сергей Викторович, заместитель Генерального конструктора АО «Камов», заслуженный военный лёт чик РФ, лётчик-снайпер, генерал- майор Куклев Николай Викторович. ТАКр «Адмирал Кузнецов». 2013 год Работа палубного лётчика опасна и сложна. Я испытывал чувство гордости за лётчиков и матросов. З а время похода в Средиземное море и Атлантику просто работать это значило ни чего не делать, надо было вкалывать, не щадя живота своего. И все вкалывали. 23 февраля 1996 г. в Средиземном море во время похода случилась беда на эсминце «Бес страшный» - умирал мичман. Была ночь, был шторм. С этого эсминца не летали лет 10, там были свои сложности, неудобная посадочная площадка; после одной из катастроф был з а прет на полёты. Тимур вызвал Николая Кукле - ва и говорит: «Спасать надо, человек умирает». Тимур отчетливо представил, какие могут быть последствия, опыт у него был, когда он пытался спасти гибнущие самолёты. И он сказал: «Коля, об одном прошу, вернись живым». Как только отдал приказ, поставил в готовность другой экипаж, если с этим что-нибудь случится. Коля спас мичмана. Орден Мужества был ему награ дой. Как их, лётчиков, не любить, они могут вы полнять в любое время свой долг, а американ цы, если не попьют кофе, летать не смогут. А наш лётчик небритый, немытый, не выпив чая, всегда выполнит свой долг. Проходя Гибралтар по Атлантике, с английского фрегата «Шеф- фельд» получили письмо Селиванову: «Мой лич ный состав восхищён вашими лётчиками, такого я не видел, нижняя граница 2 0 0 м, ниже нельзя». «У нас самый лучший самолёт - Су-2 7К, его не променяю ни на какой другой. Если бы у меня был выбор любого истребителя, любой страны , я всегда бы выбрал свой Су», - о т в е т и л Тимур . «Кузнецов» вышел с че стью из этого похода. У меня чувство гордости за офицеров и матросов». Наше руководство: В. Г. Дейнека, Н. А. Ро гов, Н. А. Мордовалов - на авианосец сели не понаслышке. После посадки Дейнека вышел из самолёта восхищенный, обалдевший, счастли вый. Так вот он сказал: «Вам надо при жизни ставить золотые памятники». (Его - задним ме стом об гак, как положено. Существует лётная традиция: после первой посадки на палубу ави анесущего крейсера лётчика ударяют задним местом об гак. - Авт.) На боевой службе познакомились с амери канским флотом. Америка на нас смотрит не как на партнеров, а как на противника. У аме риканцев сильный флот, на нем служат насто ящие профессионалы. У меня мечта иметь в России такие же авианосцы. Сами американ цы приветливый, открытый народ. Отнеслись к нашим с большим уважением, приняли на палубном авианосце «Америка» с почётом, по дарили костюм. Слетал на их самолёте и благо получно сел на палубу. Они же, посмотрев на наш авианосец, сказали: «Это только русские способны на безумство и храбрость». Они де тально знают, изучают нас как противника. Все знают нашу выучку, материально-техниче ское положение и снимают шапку перед наши ми лётчиками. Опаснее и страшнее в авиации ещё ничего не придумали, один сантиметр не долетел или перелетел - смерть. В походе, когда шли два корабля - наш и американский, И. Бохонко с П. Подгузовым прошли ниже борта. Это полёт без права на ошибку. Американец попросил адмирала Каса тонова, чтобы ещё раз слетали, так как он не успел заснять. Пришлось повторить. 640
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz