Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

<■.Валерий Ялек^еев Генеральный конструктор АО «Камов» Герой РФ, Академик РАН Михеев Сергей Викторович, заместитель Генерального конструктора АО «Камов», заслуженный военный лёт чик РФ, лётчик-снайпер, генерал- майор Куклев Николай Викторович. ТАКр «Адмирал Кузнецов». 2013 год Работа палубного лётчика опасна и сложна. Я испытывал чувство гордости за лётчиков и матросов. З а время похода в Средиземное море и Атлантику просто работать это значило ни­ чего не делать, надо было вкалывать, не щадя живота своего. И все вкалывали. 23 февраля 1996 г. в Средиземном море во время похода случилась беда на эсминце «Бес­ страшный» - умирал мичман. Была ночь, был шторм. С этого эсминца не летали лет 10, там были свои сложности, неудобная посадочная площадка; после одной из катастроф был з а ­ прет на полёты. Тимур вызвал Николая Кукле - ва и говорит: «Спасать надо, человек умирает». Тимур отчетливо представил, какие могут быть последствия, опыт у него был, когда он пытался спасти гибнущие самолёты. И он сказал: «Коля, об одном прошу, вернись живым». Как только отдал приказ, поставил в готовность другой экипаж, если с этим что-нибудь случится. Коля спас мичмана. Орден Мужества был ему награ­ дой. Как их, лётчиков, не любить, они могут вы ­ полнять в любое время свой долг, а американ­ цы, если не попьют кофе, летать не смогут. А наш лётчик небритый, немытый, не выпив чая, всегда выполнит свой долг. Проходя Гибралтар по Атлантике, с английского фрегата «Шеф- фельд» получили письмо Селиванову: «Мой лич­ ный состав восхищён вашими лётчиками, такого я не видел, нижняя граница 2 0 0 м, ниже нельзя». «У нас самый лучший самолёт - Су-2 7К, его не променяю ни на какой другой. Если бы у меня был выбор любого истребителя, любой страны , я всегда бы выбрал свой Су», - о т в е т и л Тимур . «Кузнецов» вышел с че­ стью из этого похода. У меня чувство гордости за офицеров и матросов». Наше руководство: В. Г. Дейнека, Н. А. Ро­ гов, Н. А. Мордовалов - на авианосец сели не понаслышке. После посадки Дейнека вышел из самолёта восхищенный, обалдевший, счастли­ вый. Так вот он сказал: «Вам надо при жизни ставить золотые памятники». (Его - задним ме­ стом об гак, как положено. Существует лётная традиция: после первой посадки на палубу ави ­ анесущего крейсера лётчика ударяют задним местом об гак. - Авт.) На боевой службе познакомились с амери­ канским флотом. Америка на нас смотрит не как на партнеров, а как на противника. У аме­ риканцев сильный флот, на нем служат насто­ ящие профессионалы. У меня мечта иметь в России такие же авианосцы. Сами американ­ цы приветливый, открытый народ. Отнеслись к нашим с большим уважением, приняли на палубном авианосце «Америка» с почётом, по­ дарили костюм. Слетал на их самолёте и благо­ получно сел на палубу. Они же, посмотрев на наш авианосец, сказали: «Это только русские способны на безумство и храбрость». Они де ­ тально знают, изучают нас как противника. Все знают нашу выучку, материально-техниче­ ское положение и снимают шапку перед наши­ ми лётчиками. Опаснее и страшнее в авиации ещё ничего не придумали, один сантиметр не долетел или перелетел - смерть. В походе, когда шли два корабля - наш и американский, И. Бохонко с П. Подгузовым прошли ниже борта. Это полёт без права на ошибку. Американец попросил адмирала Каса­ тонова, чтобы ещё раз слетали, так как он не успел заснять. Пришлось повторить. 640

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz