Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

<■.Валерий Ялек^еев Взлёт с трамплина самолёта Су-33 г. Саки Бщё один случай. Чтение карты обязательных проверок - это первоочередные действия, которые надо сделать перед вылетом. Самолёт был на первой площадке на тор­ можении, не подруливал. Проверил все, кроме растормаживания. Колеса стояли на ручном тормозе. Обычно подруливаешь, останавлива­ ешься, тормоза отпускаешь и наезжаешь на упоры, колеса сразу поджимаешь двигателями и тормоза отпускаешь. Сразу идёт контроль, читка по карте. А тут этого нет, выпали эти действия с наез­ дом, эта часть действий просто выпала из-под контроля. Включаю форсаж, иду на взлёт. На палубе остаются следы резины, благо, что это не бетон. На палубе шасси так не стираются, как на бетоне. Потом в воздухе мне сказали, что произошло на палубе: остались чёрные сле­ ды от шасси. Второй случай: было недовключение форсажа. Температура пошла, и лётчик начи­ нает взлетать, не дожидаясь выхода форсажа на полный режим. Виктор Георгиевич Пугачёв увидел это из кабинки РВП и скомандовал: «Форсаж, форсаж!». Самолёт набегает на трам ­ плин, а розжига форсажа нет. Самолёт на срезе трамплина пропадает вниз, уходит под палубу к воде далеко-далёко... Д ва таких серьёзных случая было. Б ыли и такие моменты в моей лётной жизни. Май 1995 года. Мы готови­ лись тогда к первому воздуш­ ному параду. Готовились по программе полётов на груп­ повую слетанность. На Ку­ бинке встретились с лётчи- ками-пилотажниками. Они провели тогда много занятий с нами. Показали, как надо летать в плотных строях. Мы летали на больших интерва­ лах и дистанциях, а в Кубин­ ке их уменьшили. Провели тогда много тренировок. Мне довелось слетать с «Русскими витязями» на спарке на выполнение всех ф и ­ гур пилотажа в строю. Я помню, что я стоял буквально под соплом самолёта ведущего на высшем пилотаже на петле. Был просто потря­ сён филигранностью пилотирования наших «Витязей» на таких малых интервалах. Это был нелегальный такой полёт. Стрессовых ситуа­ ций тогда не было. «9 м ая 1995 г. лётчики 279-го корабельно­ го истребительного ави аполк а - подполков­ ники И.С.Кожин, В.В.Дубовой, Г .Б .Рыжов и майор А.А.Абрамов - во главе с ком анди ­ ром диви зии генерал-майором Т.А.Апакидзе провели пятерку корабельных истребителей Су-33 в парадном строю над Поклонной го­ рой Москвы во время воздушного п а р а д а в о знам енование 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. Вместе с ними про ­ демон стрировали свою технику и «соседи» по палубе - вертолётчики 830-го корабель­ ного противолодочного вертолётного полка. Семерку вертолётов Ка-27 провели н ад По­ клонной горой заместитель ком андир а д и ­ визии полковник Соловьёв, ком андир пол­ к а полковник Куклев и его подчиненные - подполковники Вихерёв , Князев, Ларионов, Мироненко и майор Трифонов»7. 7 А н д р ей фомшлъ. «С -у - 3 3 нмфаЗелыииъ эѵиуѵиъя,» ВОЗДУШНЫЙ ПАРАД ПОБЕДЫ В МОСКВЕ 9 МАЯ 1995 г. 624

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz