Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

ЗЛ ШуШКіУУО (РОССИЮ ТенералШимур Jlnaiquhe —палубный военный лётчик^номер один НИТКА Взлёт с трамплина самолёта Су-25УТГ г. Саки еред посадками на корабль мы отлетали в Саках на НИТКЕ. Было заключено международное соглаше­ ние с Украиной об использовании специального тренажерного комплекса НИТКА на аэродроме Саки в Крыму. Здесь мы, лётчики корабельного истребительного авиаполка СФ, провели более месяца. З а этот период выполнили 1.650 про­ ходов над блоком, 696 - с касанием, 99 зацепов за трос, 43 взлёта с трамплина. КОРАБЛЬ Я помню, что сильно волновался. Нет, это был не страх, а просто сильное волне­ ние. Посадка была выполнена, волнение сразу куда-то ушло. Стало легко и спокойно. Потом после взлета сделал вираж вокруг корабля. Это был какой-то крик радости. Эмоции надо было выплеснуть, вот я через вираж и выплеснул их. Дальше летел в состоянии очень сильного эмо­ ционального подъёма до самой посадки. Настолько много было мощного адреналина. Это мне напомнило первый прыжок с парашю ­ том. Он был у меня каким-то абсолютно страш ­ ным. Тогда ночью нас быстро подняли, одели - и в самолёт. Потом сонных выбросили чуть ли не с подталкиванием вниз. Я боялся жутко. И, когда я очнулся, была такая эйфория! Я там кричал, песни пел под парашютом, было хоро­ шо. Когда приземлился, хотел тут же ещё раз прыгнуть. Первая посад­ ка на корабль напомнила мне ту давнюю эйфорию первого прыжка. Я даже помню, что от первого самостоятельного выле­ та на самолёте у меня не было такого ощущения, как при посадке на ко­ рабль. П е р в ы й самостоятельный полёт в училище был гораздо плавнее. Взлетел и сел, как учили. Ничего особенного. Не было у меня никакой проблемы: ни страха, ни волнения. А здесь у меня было волнение! Со временем, когда, казалось бы, имел уже большой налёт, всякие подвохи почувствовал на корабле, всякое видел - и с погодой в море и с качкой корабля, с ошибками при заходе на посадку - у кого какие были. Всего насмотрелся. Но позднее, когда делал свою сотую посадку, всё равно было волнение. Казалось бы, что тут такого. Стал уже опытным пилотом, но каждая очередная посадка отличалась от предыдущей. Невозможно привыкнуть к этим посадкам на корабль. Сотая посадка была как бы Рубиконом для меня. Она наполовину возвратила то ощущение от первой посадки, особое волнение и какое-то непонятное напряжение. Сама посадка некрасивая какая-то получилась: я подошел на переходных режимах, но сел на оценку «пять». Но все это было сделано с каким- то неимоверным усилием, напряжением что ли, не знаю. Вот и после 100-й посадки на третьем развороте: «...гак притяг, на посадке». Доклад о количестве топлива. Чувствуешь собранность, все как всегда. Притянул подвесную систему, ручки аварийного покидания посмотрел, все проверил... А один раз я не сделал притяг ремней на Су-25. На посадке меня бросило вперёд на прицел, и я чуть с ним не обнялся. Резкое торможение - и меня отбрасывает назад. Я ещё успел подумать: что это было?! А просто плечевой притяг не сделал. Подбородок был уже за прицелом. Почему не сделал?.. С тех пор я себя постоянно контролировал, и такого уже не было. 623 О

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz