Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

(Валерий Алексеев Инженерно-технический состав 279-го КИАП на авианосце С колько было таких подготовленных лётчиков? З той подготовкой, о которой говорил выше, занимались со всеми нашими лётчиками. Сергей Геннадьевич Рассказов, бу­ дучи капитаном, уже делал высший пилотаж на малой высоте. Когда приехала к нам в страну Маргарет Тэтчер, то Тимур Автандилович дове­ рил представлять самолёт Су-27 на показе Сер­ гею Геннадьевичу Рассказову. Он красивый, здоровый, подтянутый, богатырь, и Тимур Ав­ тандилович говорил: «Наши лётчики - они все такие!». Никому не верилось, что самолёт пилотиро­ вал молодой лётчик, а не лётчик-испытатель. Он давал дорогу молодым с перспективой. Мой пример: за год я прошёл весь истребительный курс и получил первый класс (об этом уже рас­ сказывал) . Апакидзе делал ставку на молодых. Как го­ ворил он сам: «С молодыми работать легче, потому что они, как губка, всё впитыва­ ют, и, как из мягкой глины, из них мож­ но лепить ». Молодых лётчиков к полётам с корабля научить и подготовить легче, по срав­ нению с теми лётчиками, кто уже давно летал. Молодёжь быстро училась на примере старших товарищей и знала, что вот-вот скоро и она будет так же летать. Она быстро входила в эту тему и учились лёт­ ному мастерству. И неё достаточ­ но хорошо всё получалось. Отбор, конечно, определённый был. Мы смотрели в полёте, как у кого рас­ пределяется внимание, смотрели, кто как напряжён, кто как осваи­ вает программу. Не у всех всё получалось при освоении корабельной програм­ мы, и здесь были свои особенно­ сти, своя особая психологическая подготовка. И у Тимура Автандиловича су­ ществовал этот определённый от­ бор. Нет стабильности в освоении - программу увеличивают. Л чик теряется, вроде бы схватыва­ ет, но тут же снова теряется. Это начинает наслаиваться так, что в итоге не получается у человека сесть на корабль, да и на перспек­ тиву видно, что ничего у него не получится. Тимур Автандилович всегда сильно переживал за лёт­ чиков, но мог и сказать: «Не п ой ­ д ё т , не получится у тебя». На него многие обижались, это было не ча­ сто, но некоторым все же приходилось гово­ рить, что это тебе не надо, не надо, чтобы пла­ кали жёны, чтобы мы переживали, ну не идёт у тебя это дело... Бщё хотелось сказать о целеутремленно- сти Тимура Автандиловича. Он настолько видел наперёд не только ближ­ ние, рядом стоящие задачи подготовки лётчи­ ков, а видел и более фундаментальные задачи. Для решения этой задачи ему надо три-пять лет, потом нужен переход на другую. Когда что-то ломалось в этой системе, планы пере­ сматривались, редактировались, но основную цель он не менял. Я никогда не видел Тимура в унынии. Он, наоборот, брал всё в свои руки, всегда был в труде. Мы его никогда не видели праздным. Мы видели, что он всегда занимается людьми. С лётчиками вместе, особенно в командиров­ ках, проводил зарядку, вместе купались, вме­ сте жили, вместе отдыхали, всегда все вместе собирались. Как было поставлено планирование лётной работы в полку? Полагалось, чтобы у заместителей коман­ дира полка, командиров эскадрилий, замести­ 568

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz