Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

ЗЛ ШуШКіУУО (РОССИЮ ТенералШимур Jlnaiquhe —палубный военный лётчик^номер один Далее выступали те, кто готовился у доски. Все присутствующие слушали их. У каждого вшивалось в память и нарабатывался опыт от увиденного и услышанного. Я впервые видел такое живое отношение к лётной работе. Разбор полётов и контроль готовности были настолько живые и общие, что на них было приятно при­ сутствовать - это всегда как живой спектакль шёл. Он зависел от тех, кто «играл» у доски и от руководителя «дирижёра». Командир руко­ водил всеми этими вещами, он сам лично это делал. На разборе и на контроле готовности, на вечере на собрании офицеров со своими жёна­ ми он брал всё в свои руки, и у него всегда всё по полочкам было расставлено. Что было и зм ен ен о Тимуром Автандило­ вичем в м етоди к е выполнения полётов? Раньше в училище выполнялось какое-то полётное задание, потом в следующую лётную смену оно повторялось без изменений. Напри­ мер: выполнялся вираж влево, вираж вправо, два комплекса пикирование - горка, спираль вверх, спираль вниз - задание закончил, пошли домой. На следующих полётах опять то же самое. Что-то забыл, или не получается и опять повто­ рение. Начиналось с контрольных полётов: ты задание прорабатывал, а инструктор видел, что у тебя было не так. Сам показывал, как надо, и возвращал управление обратно. Ты повторял задание (или отдельную фигуру). Если она у тебя не получалась, инструктор опять показы­ вал, как чётко это делать. Потом ты закреплял, делал потом раза 3. И получалось, что в одном полетё мы делали 15 петель, 10 виражей, го­ рок по пять штук. И вправо ввод и влево ввод. Чему можно научиться сделать за два виража?! Основным принципом были и запомнились слова Тимура Автандиловича: «Не надо выра­ батывать абсолютный стереотип, это погибельно. К примеру, ввод в пикирование только с левого разворота постоянно и всё. Что получалось: если цель справа увидел - ты что, будешь перестраиваться и ждать, когда слева зайдёшь на пикирование? Нет, конечно. Ты из любого положения должен выполнять заход и с любой высоты. Поэтому и нарабатывались многие виды атак: и по наземной цели, и по воздушной цели. Ты оценивал сразу: на ка­ кой высоте увидел цель и на какой манёвр ты мог переходить в дальнейшем. Фундаментом для всего этого являлся высший пилотаж. Чем больше ты натренирован, тем больше у тебя высвобождается внимание на контроль полёта не по приборам, а на общее видение обстанов­ ки, чтобы мгновенно мог принять правильное решение». Выполняя пилотаж, лётчик должен держать три вида ориентировки: пространственную, ориентировку над местностью и круговой об­ зор воздушного пространства. При пилотаже на малой высоте вертикаль­ ные фигуры всегда надо начинать выполнять снизу, с нижней точки. Для безопасности за­ поминать, как смотрится горизонт. Начиная снизу вверх - никогда не допустишь ввод в нисходящую фигуру на более низкой высоте, не перепутаешь высоту, как зачастую быва­ ло в истории. Он с 1500 м начинал в дымке, а там потом оказывалось всего 500 метров. Он перевернулся, а вот тебе и земля. При плохой видимости надо всегда начинать пилотаж сни­ зу - вверх. Выполнил виражи влево, вправо, освоился на этой высоте, разогнал скорость и уходишь вверх. Техника пилотирование имеет свои особенности над землёй и свои над водной поверхностью. Командир на доске красочно рисовал и объ­ яснял выполнение этих фигур. Не просто их безопасное выполнение, безопасность имела ещё и прикладное значение для выбора атаки с петли, полупетли или любого вида манёвра. Увидел цель - выполнил необходимые действия для выхода на линейный участок пикирова­ ния, для прицеливания, для последующей ата­ ки и нанесения удара с любых направлений. Безопасность выполнения, плюс высвобожде­ ние внимания для подготовки к атаке, особен­ ности включения форсажа при догоне цели на больших углах крена при развороте, да таких особенностей всегда очень много. Высший пи­ лотаж был фундаментом для выполнения ма­ невренного воздушного боя. На полетах всё это происходило так, чтобы с земли все видели. От­ рабатывались бои на самолётах различных ти­ пов. Пара на пару: Л-39, МиГ-29 или пара Су-27 начинала атаку Л-39. Так же отрабатывались атаки на малых скоростях - по вертолётам. Для выполнения этих полётов требовался единый уровень подготовки лётчиков. Обучение шло последовательно: от простого к сложному. 567

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz