Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).
ЗЛ ШуШКіУУО (РОССИЮ ТенералШимур Jlnaiquhe —палубный военный лётчик^номер один Далее выступали те, кто готовился у доски. Все присутствующие слушали их. У каждого вшивалось в память и нарабатывался опыт от увиденного и услышанного. Я впервые видел такое живое отношение к лётной работе. Разбор полётов и контроль готовности были настолько живые и общие, что на них было приятно при сутствовать - это всегда как живой спектакль шёл. Он зависел от тех, кто «играл» у доски и от руководителя «дирижёра». Командир руко водил всеми этими вещами, он сам лично это делал. На разборе и на контроле готовности, на вечере на собрании офицеров со своими жёна ми он брал всё в свои руки, и у него всегда всё по полочкам было расставлено. Что было и зм ен ен о Тимуром Автандило вичем в м етоди к е выполнения полётов? Раньше в училище выполнялось какое-то полётное задание, потом в следующую лётную смену оно повторялось без изменений. Напри мер: выполнялся вираж влево, вираж вправо, два комплекса пикирование - горка, спираль вверх, спираль вниз - задание закончил, пошли домой. На следующих полётах опять то же самое. Что-то забыл, или не получается и опять повто рение. Начиналось с контрольных полётов: ты задание прорабатывал, а инструктор видел, что у тебя было не так. Сам показывал, как надо, и возвращал управление обратно. Ты повторял задание (или отдельную фигуру). Если она у тебя не получалась, инструктор опять показы вал, как чётко это делать. Потом ты закреплял, делал потом раза 3. И получалось, что в одном полетё мы делали 15 петель, 10 виражей, го рок по пять штук. И вправо ввод и влево ввод. Чему можно научиться сделать за два виража?! Основным принципом были и запомнились слова Тимура Автандиловича: «Не надо выра батывать абсолютный стереотип, это погибельно. К примеру, ввод в пикирование только с левого разворота постоянно и всё. Что получалось: если цель справа увидел - ты что, будешь перестраиваться и ждать, когда слева зайдёшь на пикирование? Нет, конечно. Ты из любого положения должен выполнять заход и с любой высоты. Поэтому и нарабатывались многие виды атак: и по наземной цели, и по воздушной цели. Ты оценивал сразу: на ка кой высоте увидел цель и на какой манёвр ты мог переходить в дальнейшем. Фундаментом для всего этого являлся высший пилотаж. Чем больше ты натренирован, тем больше у тебя высвобождается внимание на контроль полёта не по приборам, а на общее видение обстанов ки, чтобы мгновенно мог принять правильное решение». Выполняя пилотаж, лётчик должен держать три вида ориентировки: пространственную, ориентировку над местностью и круговой об зор воздушного пространства. При пилотаже на малой высоте вертикаль ные фигуры всегда надо начинать выполнять снизу, с нижней точки. Для безопасности за поминать, как смотрится горизонт. Начиная снизу вверх - никогда не допустишь ввод в нисходящую фигуру на более низкой высоте, не перепутаешь высоту, как зачастую быва ло в истории. Он с 1500 м начинал в дымке, а там потом оказывалось всего 500 метров. Он перевернулся, а вот тебе и земля. При плохой видимости надо всегда начинать пилотаж сни зу - вверх. Выполнил виражи влево, вправо, освоился на этой высоте, разогнал скорость и уходишь вверх. Техника пилотирование имеет свои особенности над землёй и свои над водной поверхностью. Командир на доске красочно рисовал и объ яснял выполнение этих фигур. Не просто их безопасное выполнение, безопасность имела ещё и прикладное значение для выбора атаки с петли, полупетли или любого вида манёвра. Увидел цель - выполнил необходимые действия для выхода на линейный участок пикирова ния, для прицеливания, для последующей ата ки и нанесения удара с любых направлений. Безопасность выполнения, плюс высвобожде ние внимания для подготовки к атаке, особен ности включения форсажа при догоне цели на больших углах крена при развороте, да таких особенностей всегда очень много. Высший пи лотаж был фундаментом для выполнения ма невренного воздушного боя. На полетах всё это происходило так, чтобы с земли все видели. От рабатывались бои на самолётах различных ти пов. Пара на пару: Л-39, МиГ-29 или пара Су-27 начинала атаку Л-39. Так же отрабатывались атаки на малых скоростях - по вертолётам. Для выполнения этих полётов требовался единый уровень подготовки лётчиков. Обучение шло последовательно: от простого к сложному. 567
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz