Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

Л <■.Валерий Алексеев Понемногу разместились с жильём, опреде­ лились с должностями. Меня назначили инспек- тором-лётчиком отдела боевой подготовки ВВС Северного Флота, где прослужил до 1993 г. Полу­ чил звание «полковник» и был переведён в 57-ю смешанную корабельную авиационную диви ­ зию (СКАД) на должность начальника службы безопасности полётов. З а выполнение вынуж­ денной посадки самолёта Су-27К с отказавшим управлением награждён орденом «Мужества». В 1994 г. начались интенсивные полёты по корабельной программе. К программе присту­ пили 10 лётчиков, и в сентябре все выполнили первую посадку, я был под №7. Летали до тех пор, пока была погода. Выполнили по 10 по­ садок на палубу; согласно документам, это минимальное количество полётов, по­ сле которго лётчик считается, освоившим данный вид подготовки и может идти на боевую службу. БОЕВАЯ СЛУЖБА 1995- 1996 г. НА «АДМИРАЛЕ КУЗНЕЦОВЕ» 26 декабря 1995 г. началась первая боевая служба ТАВКР «Адмирал Флота Советского Сою­ за Н. Кузнецов». Новый год встретили в Бискай ­ ском заливе, он на удивление был спокойным. После Гибралтара попали в песчаную бурю, вся палуба и надстройки были покрыты 1,5-2 см слоем лёссовой пыли, которую отмывали 3 дня. Нас облётывали самолёты и вертолёты раз­ ных типов всех стран Атлантического бассейна, причём без запроса разрешения на проход. Ти­ мур отогнал один нахальный «Орион», после чего стали запрашивать условия прохода за 300 миль до корабля. В процессе всего похода произво­ дились интенсивные полёты самолётов и верто­ лётов по плану боевой подготовки. Вертолёты кроме того вылетали, и успешно, на поиск под­ водных лодок. В это же время в Средиземном море нёс боевую службу авианосец США «Аме­ рика». Были нанесены взаимные визиты вежли­ вости с обеих сторон. В состав нашей делегации вошли В.Пугачёв и Т.Апакидзе, им предложили слетать на американских самолётах - Пугачёву на F-14, а Апакидзе на противолодочном само­ лёте на правом сиденье, ему предоставили воз­ можность попилотировать. Американский лёт­ чик после посадки сказал, что не предполагал, что российские генералы т ак умеют летать. С нашей стороны кто-то пожаловался, что нет данных запасных аэродромов Средиземно- морского региона, и через 2 часа вертолёт «Си Хок» доставил целый мешок карманных спра­ вочников для лётного состава по запасным аэ ­ родромам со всеми данными (частоты, схемы расположения РТС, схемы захода на посадку, каналы и частоты управления и позывные). Во­ обще американские вертолёты к нам часто са­ дились: до 18 посадок в день. Заход был один - в Тартус. Ездили на приём к главкому ВМФ Сирии в Латакию, несколько раз сходили на берег, купили подарки домой. Самое интересное в Сирии - это отсутствие светофоров и регулировщиков, ездят как хотят и не сталкиваются, второе - это кофе, запах чувствуешь за квартал. В процессе похода был случай провокации: Савицкий заметил в зеркала пару истребите­ лей, выполнил какую-то фигуру, истребители выскочили вперёд и полупереворотом ушли в сторону берега. Савицкий успел заметить, что это были F-16, а какую фигуру он выполнил, он так и не вспомнил. Больше нас никто не бес­ покоил. На обратном пути, чуть южнее Англии, начались флотские учения, нас атаковывал Ту -22, мы его перехватили на дальности 400 миль и сорвали ему атаку. Когда проходили учения, началась зыбь, качка корабля превысила все ограничения, и при посадке были повреждены шасси у двух самолётов: носовая стойка у Су- 25УТГ и основная у Су-27К. По прибытии в Се­ вероморск Су-27К улетел на аэродром не уби­ рая шасси (кстати, он в таком же виде улетел в Москву), а для Су 25УТГ Ми-8 привёз носовую стойку, неисправную заменили, и самолёт ушёл на аэродром своим ходом. После боевой службы пошла обычная лётная работа, я уже практически не летал, а руково­ дил полётами до 1998 г. В этом году нашу ди ­ визию сократили и всех, у кого была выслуга лет, отправили на пенсию, меня тоже, тем бо­ лее, мне уже был 51 год. Я устроился на работу в котельную маши­ нистом котельных установок и проработал там 3 года. Затем в декабре 2000 г. мне предложи­ ли должность заместителя начальника партии в СевМорНефтеГеофизике (СМНГ). Это органи­ зация, которая занимается разведкой нефти и газа в море по всему миру. В этой организации я проработал до марта 2016 г. 542

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz