Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).
Л <■.Валерий Алексеев Понемногу разместились с жильём, опреде лились с должностями. Меня назначили инспек- тором-лётчиком отдела боевой подготовки ВВС Северного Флота, где прослужил до 1993 г. Полу чил звание «полковник» и был переведён в 57-ю смешанную корабельную авиационную диви зию (СКАД) на должность начальника службы безопасности полётов. З а выполнение вынуж денной посадки самолёта Су-27К с отказавшим управлением награждён орденом «Мужества». В 1994 г. начались интенсивные полёты по корабельной программе. К программе присту пили 10 лётчиков, и в сентябре все выполнили первую посадку, я был под №7. Летали до тех пор, пока была погода. Выполнили по 10 по садок на палубу; согласно документам, это минимальное количество полётов, по сле которго лётчик считается, освоившим данный вид подготовки и может идти на боевую службу. БОЕВАЯ СЛУЖБА 1995- 1996 г. НА «АДМИРАЛЕ КУЗНЕЦОВЕ» 26 декабря 1995 г. началась первая боевая служба ТАВКР «Адмирал Флота Советского Сою за Н. Кузнецов». Новый год встретили в Бискай ском заливе, он на удивление был спокойным. После Гибралтара попали в песчаную бурю, вся палуба и надстройки были покрыты 1,5-2 см слоем лёссовой пыли, которую отмывали 3 дня. Нас облётывали самолёты и вертолёты раз ных типов всех стран Атлантического бассейна, причём без запроса разрешения на проход. Ти мур отогнал один нахальный «Орион», после чего стали запрашивать условия прохода за 300 миль до корабля. В процессе всего похода произво дились интенсивные полёты самолётов и верто лётов по плану боевой подготовки. Вертолёты кроме того вылетали, и успешно, на поиск под водных лодок. В это же время в Средиземном море нёс боевую службу авианосец США «Аме рика». Были нанесены взаимные визиты вежли вости с обеих сторон. В состав нашей делегации вошли В.Пугачёв и Т.Апакидзе, им предложили слетать на американских самолётах - Пугачёву на F-14, а Апакидзе на противолодочном само лёте на правом сиденье, ему предоставили воз можность попилотировать. Американский лёт чик после посадки сказал, что не предполагал, что российские генералы т ак умеют летать. С нашей стороны кто-то пожаловался, что нет данных запасных аэродромов Средиземно- морского региона, и через 2 часа вертолёт «Си Хок» доставил целый мешок карманных спра вочников для лётного состава по запасным аэ родромам со всеми данными (частоты, схемы расположения РТС, схемы захода на посадку, каналы и частоты управления и позывные). Во обще американские вертолёты к нам часто са дились: до 18 посадок в день. Заход был один - в Тартус. Ездили на приём к главкому ВМФ Сирии в Латакию, несколько раз сходили на берег, купили подарки домой. Самое интересное в Сирии - это отсутствие светофоров и регулировщиков, ездят как хотят и не сталкиваются, второе - это кофе, запах чувствуешь за квартал. В процессе похода был случай провокации: Савицкий заметил в зеркала пару истребите лей, выполнил какую-то фигуру, истребители выскочили вперёд и полупереворотом ушли в сторону берега. Савицкий успел заметить, что это были F-16, а какую фигуру он выполнил, он так и не вспомнил. Больше нас никто не бес покоил. На обратном пути, чуть южнее Англии, начались флотские учения, нас атаковывал Ту -22, мы его перехватили на дальности 400 миль и сорвали ему атаку. Когда проходили учения, началась зыбь, качка корабля превысила все ограничения, и при посадке были повреждены шасси у двух самолётов: носовая стойка у Су- 25УТГ и основная у Су-27К. По прибытии в Се вероморск Су-27К улетел на аэродром не уби рая шасси (кстати, он в таком же виде улетел в Москву), а для Су 25УТГ Ми-8 привёз носовую стойку, неисправную заменили, и самолёт ушёл на аэродром своим ходом. После боевой службы пошла обычная лётная работа, я уже практически не летал, а руково дил полётами до 1998 г. В этом году нашу ди визию сократили и всех, у кого была выслуга лет, отправили на пенсию, меня тоже, тем бо лее, мне уже был 51 год. Я устроился на работу в котельную маши нистом котельных установок и проработал там 3 года. Затем в декабре 2000 г. мне предложи ли должность заместителя начальника партии в СевМорНефтеГеофизике (СМНГ). Это органи зация, которая занимается разведкой нефти и газа в море по всему миру. В этой организации я проработал до марта 2016 г. 542
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz