Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).
ЗЛ ШуШКіУУО (РОССИЮ ТенералШимур Jlnaiquhe —палубный военный лётчш^номер один ЧИБИР Ярослав Г енрихович ро дился 30 января 1947 г. в г. Кобрине Брестской обл. Белорусской ССР. В 1964 г. после окончания средней шко лы поступил в Качинское Высшее Во енное училище лётчиков. В 1968 г. з а кончил училище и был оставлен в учи лище инструктором. СЛУЖБА Г. САКИ В ЦЕНТРЕ ПОДГОТОВКИ ЛЁТЧИКОВ МОРСКОЙ АВИАЦИИ В 1977 г. с должности зам. командира эскадрильи был переведён в г. Саки в Центр подготовки лётчиков морской авиации. Переучился на самолёт вертикального взлёта и посадки Як-38 и назначен командиром 2-й эскадрильи. В этой должности прослужил 5 лет. З а успешное освоение сложной авиационной техники награждён орденом «Красная звезда». В 1982 г. был назначен заместителем команди ра полка по лётной подготовке. В июле 1985 г. я и подполковник Подстав- кин были направлены в Москву для теоретиче ского переучивания на самолёт МиГ-29. В но ябре 1985 г. на аэродром Саки лётчиками ВВС было перебазировано 4 новых самолёта МиГ- 29. ФОРМИРОВАНИЕ 100-го КИАП 25 февраля 1986 г. я получил указание на фор мирование 100-го КИАП. 10 марта 1986 г. был за- зирования, техникой и личным составом. По говорить мы с ним обстоятельно не успели, так как он торопился на занятия в академию. В августе 1986 г. Тимур официально прибыл в полк, и я передал ему должость. Начались так назывемые трудовые будни. Трудностей хвата ло: прибывал личный состав, прибывала техни ка как лётная, так наземная, были проблемы с обеспечением, одним словом, все проблемы периода формирования части. К концу 1986 г. проблемы почти исчезли, часть заработала са мостоятельно. Планировался ремонт полосы в Саках, и 1 марта 1987 г. наш полк перебазиро вался на аэродром Очаков. Там мы летали три года: 1987, 1988, 1989 г. Полёты были очень ин тенсивными - по 48-ми часовых сменах в не делю. Отрабатывали сложный и высший пило таж во всём диапазоне высот и скоростей, воз душные бои, атаки наземных целей с простых и сложных видов манёвра. Это был интересный продуктивный период, мы многое узнали и мно гому научились. В 1990 г. началась корабельная программа. Так получилось, что меня определили на МиГ- 29, а Тимура на Су-27. Тимур в сентябре 1991 г. сел на корабль, а у меня закончился срок ВАК, и я уехал в Москву в ЦНИИАГ на 3 недели для прохождения комиссии. Затем декабрь 1991 г., развал СССР. Коро че, приехал я уже в другое государство. Группа офицеров-предателей из корыстных интересов стали отжимать 1063-й ЦБП и ПАС под юрис дикцию Украины, хотя он не должен был пере даваться как часть центрального подчинения. Украина с удовольствием схватила наживку, а правительство и центральное командование ар мии и флота России не захотели этому помешать. Правительство Украины потребовало от всех во еннослужащих принять присягу на верность н а роду Украины. Отказались принять присягу 83 человека: 2 - из управления, 2 - из 279-го КИАП и 79 - из 100-го КИАП. Всем военнослужащим, не принявшим присягу, предписывалось поки нуть территорию Украины до 11 июня 1991 г. ПЕРЕЛЁТ НА СЕВЕР 11 июня 1992 г. мы прилетели на аэродром Североморск-3 в 1 ночи. Нас было около 80 чело век. Была ясная солнечная погода, даже припе кало, такая погода продержалась 3 днял но по том Север себя проявил. читан приказ о создании 100-го КИАП в соста ве Николаевско го Центра боевой подготовки и переучивания лётного состава. В первых числах апреля были произведены пер вые полёты на самолётах МиГ-29. На полётах я впервые познакомился с Тимуром Апакидзе. Он отпросился из академии на полёты, так как уже знал, что планируется в наш полк коман диром и хотел познакомиться с условиями ба 541
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz