Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

ЗЛ ШуШКіУУО (РОССИЮ ТенералШимур Апащідзе — палубный военный лётчш^номер один (Сейчас даже представить трудно, но неко­ торое время двумя корабельными полками ко­ мандовал подводник, капитан 1 ранга Эдуард Нурович Дебердеев). Ответственность за них была возложена на командира полка подполковника Т. А. Апакид­ зе, который после этого был понижен в должно­ сти и переведён на службу в качестве началь­ ника воздушно-огневой и тактической подго­ товки (ВОТП) 1063-го ЦБП и ПАС КА. Это, од­ нако, не сломило Апакидзе, и он, будучи уже на новой должности, первым написал рапорт о зачислении в состав лидерной группы лётчи­ ков, которым предстояло освоить корабельный истребитель Су-27К и отработать посадки на аэрофишинер и взлёты с трамплина на назем­ ном комплексе «Нитка», а затем и на авианесу­ щем крейсере. ПЕРВЫЙ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОЛЁТ ТИМУРА АВТАНДИЛОВИЧА АПАКИДЗЕ НА АВИАНОСЕЦ НА САМОЛЁТЕ СУ-27К БОРТОВОЙ НОМЕР №69 26 СЕНТЯБРЯ 1991 г. «Как тоскуют руки по штурвалу» Заслуженный военный лётчик полковник Г.Г. Бакулин В 1987 г. в составе 33-го ЦБП и ПАС созда­ ётся 39-е управление корабельной авиации, на которое замыкаются 100-й КИАП, 299-й КТТТАП и 23-й испытательный полигон (НИУТКА) с ч а ­ стями обеспечения. В 1988 г. из состава 33-го ЦБП и ПАС ис- ключатся и передаются в состав 1063-го цен­ тр а боевой подготовки корабельной авиации, развернутого на базе 39-го управления, 100-го КИАП, 299-го КТТТАП, 23-го испытательный по­ лигон (НИУТКА) с частями обеспечения. К сожалению, недостатки в руководстве 39- го управления, а затем 1063-го Центра в орга­ низации полётов стали причиной нескольких тяжёлых лётных происшествий. В 1991 г. Т.А.Апакидзе начал летать на Су- 27К и учиться корабельным посадкам и взлётам на комплексе «Нитка». Наконец, осе­ нью 1991 г. настала пора проверить получен­ ные навыки непосредственно на корабле. 26 сентября 1991 года Тимур Автандилович Апакидзе и 27 сентября Андрей Пахомович Яковлев первыми из российских морских лёт­ чиков совершили посадку на палубу тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Совет­ ского Союза Кузнецов» на первом российском серийном палубном истребителе Су-27К, ко­ торый сегодня известен как Су-33. Я, как на­ чальник 1063-го Центра боевого применения и переучивания лётного состава корабельной авиации, представил их к высшей награде «Ге­ рой Советского Союза», но это представление не было реализовано. Тем самым была открыта очередная стра­ ница истории отечественной морской авиации. 533

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz