Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).
за ш у т к о ю Р оссию ТенералШймур _Япащідэе — палубный военный лётчик^номер один ТИМУР АВТАНДИЛОВИЧ АПАКИДЗЕ Н аше знакомство состоялось в 1983 г. по совместной учёбе в ВМА им. Гречко. Я заканчивал, а он поступил на 1 курс. Впервые я увидел его на торжестве по случаю присво ения очередного воинского звания полковник Едушу Николаю Петровичу, командиру 279-го ОКШАП, имеющего большой опыт полётов с корабля на самолётах вертикального взлёта и посадки, неоднократно участвующего в боевых службах, знающего быт и условия корабельной жизни. Ко мне подошёл молодой офицер, к а жется майор, и начал расспрашивать о новых самолётах, а я только что вернулся со стажиров ки из Сак, где проводились испытания полётов с первого трамплина лётчиками испытателями МАП и ГЛИЦ на различных типах самолётов, в том числе Су-27 и МиГ-29. Тимур Автандилович обратился ко мне с просьбой, чтобы я нарисо вал облик этих самолётов. Это была закрытая информация, не было фотографий. Постоянно расспрашивал о них. Говорил, что это его меч т а - стать палубным лётчиком. Мы неоднократ но возвращались к этой теме, он поразил меня своими познаниями в области авианосной ави ации, взятой из различных источников (филь мы, обозрения, журналы и т.д.) Рекомендовал ему обратиться к командованию МА, чтобы по проситься на стажировку в Саки, а он в ответ: «Мне там не на чем летать, там же Як-38 и Миг-21, а я на Су-17. Да ещё и командующий авиации ВМФ генерал-полковник Потапов Вик тор Павлович никогда не разрешит на эти са молёты переучиться, потому что во время учений на БФ провёл звено Су-17 на высоте па лубы кораблей на глазах у руководящего соста ва. Конечно, это смотрелось эффектно, и мо ряки были в восторге, но были нарушены меры безопасности». Когда стал вопрос о форми ровании 100-го КИАП и назна чении командира полка, пол ковник Городецкий Василий Ва сильевич (заместитель началь ника 33-го ЦБП и ПЛС) спросил у меня: кого? Предложил свою кандидатуру, он сказал, что на меня у руководства Центра дру гие планы. Тогда я вспомнил Ти мура, его мечту и предложил его на эту должность. Не могу точно сказать, то ли моё предложение, то ли его настойчивость достиг ла цели, по окончанию ВМА был назначен командиром 100-го КИАП. К слову, до прибытия Ти мура формирование 100-м КИАП было на ос нове 299-го КТТТАП. Для лётчиков попасть на новую современную технику Су-27 и МиГ-29 - это мечта, желающих море, потому что возмож ности Як-38 крайне низки. Пришлось отдать в 100-й КИАП двух моих заместителей - Кучуева Владимира Ивановича и Чибира Ярослава Ген риховича, нескольких молодых и перспектив ных лётчиков и треть ИТС. Ч и б и р Я р о с л а в Г е н р и х о в и ч д о п р и б ы т и я Т и м у р а и с п о л н я л о б я з а н н о с т и к о м а н д и р а . Приняв полк, Тимур Автандилович весь остальной лётный состав отбирал лично. В ос новном из своих сослуживцев, которых хорошо знал по Ейскому ВВАУЛ, и лётчиков, с которы ми служил на БФ, после длительного собеседо вания, иногда проверки лётной подготовки. «Я хорошо знаю своих лётчиков, даже у каждого трусы какого цвета». Как человек, беспредельно влюбленный в морскую авиацию, он энергично принялся за формирование полка и подготовку морских лётчиков-истребителей. Он первым шёл на ос воение новых наиболее сложных элементов бо евого применения истребителей четвёртого по коления, а затем уже в качестве инструктора обучал тому же подчинённых. Во многом бла годаря профессионализму Апакизде как лёт- чика-инструктора и авиационного командира личный состав 100-го КИАП сумел быстро ос воить новейшие истребители Су-27 и МиГ-29 и 531
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz