Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).
ЗЛ Ш ЛЖ КУЮ (РОССИЮ ТенералШимур Лпащідэе — палубный военный лётчик^номер один МЫ БЫЛИ ПЕРВЫМИ В ОСВОЕНИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЁТОВ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЁТА И ПОСАДКИ _______________________ Н емного истории: 22 ноября Михаил Сергеевич Декебах произвёл первую посадку - на ПКР «Москва», присутствовавший при этом маршал ави а ции И.И. Борзов дал указание командиру ПКР «Москва» капитану второго ранга А.В. Довбне произвести запись в вахтенный журнал: « Д е н ь р о ж д е н и я п а л у б н о й а в и а ц и и » . Всего был построен 231 самолёт Як-38 раз личных модификаций в 1974-1989 годах. Са молёт базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143 («Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку»). Все лётчики, летавшие на Як-38, кроме ис пытателей, начинали в Саках. Сложнее самолёта, чем Як-38, выдумать было просто невозможно. Самолёт требовал концентрации воли и знаний. Как показала практика, решение отбирать для подготовки на Як-38 курсантов лётных училищ оказалось правильным. Строевому лётчику с уровнем 2 или 1 класса приходилось ломать многие реф лексы и стереотипы, Это как раз тот случай, когда опыт больше мешает, чем помогает. Нам же довелось постигать сложную науку полётов на Як-38 в ту пору возраста, когда основные стереотипы и навыки лётной работы еще фор мируются. Но трудностей освоения «38-го» всё равно хватало, чего стоила одна посадка на аэро дром «по-самолётному» - поистине испытание воли и мастерства. Посадочная скорость почти бескрылого Як-38 составляла 380 км /ч , на 320 км / ч выпускали тормозной парашют, а тормо жение можно было начинать на 260 км /ч . На Як-38 было отработано множество во просов, касающихся конструкции, техники пилотирования, эксплуатации, базирования на кораблях и боевого применения. Система струйного управления позволила начать прак тическое изучение принципов сверхманёврен ности задолго до появления двигателей с откло няемым вектором тяги. Благодаря осмыслению этого опыта советская морская авиация начала следующий этап развития в верном направле нии: были спроектированы более совершенные авианесущие корабли с вооружением из истре бителей МиГ-29К, Су-27К. Отношение лётчиков к Як-38 было, если можно так выразит ься , вдохновен ным. Мы любили «Як» и относились к нему почти к а к к истребителю. Ни одна дру гая машина не позволяла летать так, к а к Як-38, и мы прощали этому самолёту всё - и ри ск аварий, и малую на первых по р а х дальность полёта, и скромные боевые возможности. Любой полёт был ярким со бытием, незабываемым сочетанием р о мантики моря и неба. Як-38 стал для нас учителем: он формировал внимательное и ответственное отношение к каждому полёту и воспитал поколение отличных лётчиков, способных летать на всём, что летает . Этот самолёт не забудешь! 527
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz