Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

МНЕ ПОВЕЗЛО БЫТЬ ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ, КТО ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В СОЗДАНИИ 100-го КИАП М не повезло быть одним из первых, кто принял участие в создании 100- го КИАП. В начале 1985 года среди лётного состава и ИТС 299-го КТТТАП 33-го ЦБП и ПАС АВ ВМФ была отобрана группа офицеров, в основном с высшим образованием, которая должна была послужить костяком создаваемого полка. Я проходил переучивание в мае-июне на заводах в Комсомольске-на-Амуре и Уфе. Ещё до формирования полка в ведение 299-го КТТТАП была передана под штаб 100-го КИАП старая учебная база 30-й ОДРАП, в подвальном помещении которой в Великую Отечественную войну немцы устроили офицерский клуб. С осени 1985 начали ремонт и переоборудование под штаб. В декабре 1985 прошли стажировку в Ли­ пецке. Забавно выглядели на улицах Липецка: - чёрная ш апка с кокардой, чёрная куртка и белые штаны, как в Рио. 10 марта 1986 года состоялось первое построение полка. Времен­ но, до прибытия в полк Тимура Автандиловича Апакидзе, обязанности командира принял под­ полковник Чибир Ярослав Генрихович, удиви­ тельно начитанный и эрудированный человек и интереснейший собеседник, а какой лётчик (взгляд инженера)! Первые четыре Су-27 для АВ ВМФ принимал и обеспечивал перегон в Саки вместе с груп­ пой ИТС в апреле-мае 1986 г., а в июне начали первые полёты. Близкое знакомство с Апакидзе состоялось у инженерного отдела. Наш инженерный расположился в заброшенной кочегарке старой учебной базы (отремонтирован­ ной и названной штабом полка). Кочегарку мы тоже отремонтиро­ вали... Уезжаю на стоянку про­ водить периодический осмотр, подхожу к двери инженерного от­ дела, кто-то (скребется) пытается открыть дверь. Открываю, стоит командир: «Молодой, чтобы к ве- черу ручка была». Уехал. Осмотр самолёта, отказ на самолёте, вер­ нулся уже после построения в конце дня. Под­ хожу к инженерному отделу, командир пыта­ ется открыть дверь... Получил по полной. По­ сле столовой шли вместе домой (жили в одном подъезде), ручку снял дома с кладовки, в пору дефицита и ручки даже в «Базе» были дефицит. Так и познакомились. Так в Советском Союзе не летал никто, ни в одном полку. Осенью 1987 года принял в Ком­ сомольске-на-Амуре и обеспечивал перегон в Саки очередную пару Су-27 (борт №№ 77 и 78). На тот момент это были седьмой и восьмой Су- 27 в полку. Их интенсивно включили в полёты. В июне 1988 г. в районе 25 шпангоута в ле­ вой нише шасси обнаружили трещины на обе­ их машинах. Работала комиссия с участием КБ им. П.О.Сухого, ПО им. Ю.А. Гагарина (Ком- сомольск-на-Амуре). Предположили заводской брак при сборке. Но когда я принес им пач­ ку тестерограмм полётов этих бортов, то они взялись за голову: «Так нигде не летают!». Перегрузки не были превышены, но цикличе­ ское нагружение планера за один час налёта превзошло все ожидаемые нормы. Ни в ВВС, ни в ПВО данный дефект усталостного разру­ шения элемента шпангоута за несколько лет эксплуатации Су-27 ещё не проявился. А н а ш и л ё т ч и к и у ш а т а л и и х з а 8 м е с я ц е в . А как все это выглядело с земли? Пилотаж одиночный и групповой, воздушный бой разнотипных само­ лётов в разном количестве и все над точкой. Инженеры и техники были горды тем, что в этом есть и их маленькая заслуга. 520

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz