Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

ЗЛ ШуШКіУУО РОССИЮ ТенералШймур Jlnaiquhe —палубный военный лётчик^номер один На «Адмирале Кузнецов Герой РФА.М.Раевский, Герой РФС.Н. Мельников, С.Г. Артамонов, Герой РФН.Ф. Диордица, С.Ю. Романов-Кудрявцев трубопроводах системы реактивного управления самолёта и запуска ПД со­ ставляла 600 градусов С. Высокая плотность обору­ дования, электрических кабелей, трубопроводов различных систем, тяг и качалок системы управле­ ния самолётом и двигате­ лями. Многие материалы, ранее используемые в ави ­ ационной промышленно­ сти при создании самолё­ тов, показали сразу свою неспособность выдержи­ вать такие нагрузки, а некоторые проявили это после продолжительного времени воздействия. Уве­ личение прочности за счёт усиления конструкции приводило к увеличению веса и габаритов. Поэтому решением явилось увеличения ресурса и времени безотказной р а ­ боты систем и агрегатов за счёт повышения объёма осмотровых, смазочных, проверочных работ технического состава. Перечислю не­ которые - 9 лётных смен опробование ПД; 14 лётных смен опробование ПМД (всё это с уста­ новкой выключателей амортизаторов, помеще­ ние самолёта на специаль­ ную площадку, швартовка вертикальными и горизон­ тальными тягами («чтоб не улетел», в истории были случаи отрыва тяг и по­ пытки «улететь»); через 12 посадок по вертикали «гон­ ка» (многократная уборка и выпуск) шасси со смазкой шарнирных и поворотных соединений, осмотр всех соединений трубопрово­ дов системы реактивного управления самолёта и з а ­ пуска ПД на предмет об­ наружения прорыва газов, и ещё много - много чего. Сколько держится в воз­ духе Як-38? Представьте плановую таблицу на по­ лёты вашего самолёта - 8 спаренных висений! Один вылет - 2 висения по 15 се­ кунд - выруливание на площадку, запуск ПД, висение 15 секунд, остановка ПД, перерулива- ние на соседнюю не нагретую площадку, ещё одно висение и на техническую позицию в до­ бры руки технарей на подготовку к повторно­ му вылету. И т ак 8 раз. Между вылетами толь­ ко покурить. Висения выполняли молодые лёт- чики-слушатели, проходившие переучивание на Як-38 с флотов. Не все сразу получалось, Награждение подполковника Апакидзе Тимура Автандиловича после катапультирования в 1991 году премией «Фонда безопасности полётов» за грамотные и правильные действия, 517

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz