Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

<■.Валерий Алексеев На носовом подъёмнике «Новороссийска» к технику. Ведь одной из задач 299-го КТТТАП было переучивание лётного и инженерно-тех­ нического состава флотов на самолёты Як-38 и МиГ-21. С некоторыми из них судьба связала меня на долгие годы службы и после неё. Подполков­ ник Кучуев Владимир Иванович участвовал в создании 100-го (инструкторско-исследова- тельского) Истребительного авиационного пол­ ка (100-го КИАП). Входил в группу офицеров (лётчиков, инженеров, техников, в основном с высшим образованием), выбранных из личного состава 299-го КТТТАП как костяк для создания 100-го корабельного истребительного полка. Одним из первых в авиации ВМФ СССР освоил и выполнял полёты на самолётах Су-27. Подполковник Чибир Ярослав Генрихович, т ак же, как и Кучуев Владимир Иванович, уча­ ствовал в создании 100-го КИАП. До прихода на должность командира полка Апакидзе Ти­ мура Автандиловича исполнял обязанности ко­ мандира полка. С ним рука об руку прошла вся моя служба в Крыму и на Севере. Удивитель­ Осмотр Су-27N q 73 Саки 100-й КИАП ный человек - опытный лётчик, высокий про­ фессионал, первую свою посадку на аэрофини- шёр ТАКр проекта 1143.5 «Адмирал Кузнецов» совершил в возрасте 47 лет, начитанный, эру­ дированный. Одним из первых в авиации ВМФ СССР освоил и выполнял полёты на самолётах Миг-29. «Самолёт «Сухой» - т е х н и к мокрый» . Ка­ кая связь с Як-38? Эта поговорка уходит в про­ шлое к временам эксплуатации самолёта Су-7. Наслушался об этом на войсковой стажировке в полку, вооруженном самолётами Су-17 раз­ ных модификаций, принимая участие в раз­ борке списанного Су-7Б. Начав самостоятель­ но обслуживать как техник самолёта Як-38, понял, не только понял, но и почувствовал на себе, что сравнивать не с чем. Техник самолёта Як-38 не только мокрый, но и грязный. Боль­ шинство пугалок про «ужасы» эксплуатации Як-38, услышанных мной от «доброжелателя» еще в училище, подтвердились. Но это не пото­ му, что конструктора КБ им. Яковлева решили поиздеваться над технарями, и не потому что их инженерную грамотность можно поставить под сомнение. Самолёт Як-38 эксплуатировал­ ся на доселе неизведанных режимах верти­ кального взлёта и посадки. Огромные и доволь­ но продолжительные вибрационные нагрузки. Воздействие высокотемпературной реактив­ ной газовой струи на высоких режимах рабо­ ты двигателей, отраженной от поверхности взлётно-посадочной площадки. Прохождение по всему самолёту трубопроводов системы ре­ активного управления самолёта и запуска ПД (к носовому, хвостовому и крыльевым струй­ ным рулям). Температура воздуха (вторичный воздух охлаждения камеры сгорания ПМД) в 516

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz