Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).
(УБ(РЯСЩ(Ш{СЩ 7 С (РУКРСВОЮС^ІУУС ѴШ Э Ѣ І ЯГЯ(М (}Ш ЯЗХЯКИФЗЪ но я не понимаю оборону , когда только стоишь и закрываешь голову от ударов. Оборона должна быть активной , поэтому я. считаю , что если нас вынудят обороняться ., то нам придётся не только защищать от воздушного противника, но и бороться с надводным противником в полном объёме. Перед Второй мировой войной роль авианосцев понимали только японцы, и то не до конца. Когда в 1940 году в ноябре был налет английской палубной авиации на итальянскую военно- морскую базу Таранто, было повреждено 4 линейных корабля, 2 из них пошли ко дну, хотя в атаке участвовало всего 11 фанерных т о р п е д о н о с ц е в «Суордфишей». Это бипланы, как наш По-2, но немного сильнее. И вот эти 11 фанерных самолетов нанесли такой огромный урон. И потом японцы приехали в Таранто, внимательно изучили опыт английской авиации, и полученный опыт они потом реализовали через год, когда в начале декабря 1941 года нанесли удар авианосной авиации с 6 авианосцев по военно-морской базе американцев Перл-Харбор (это был самый мощный удар за всю войну). Это черный день в Америке, это их национальный траур по сей день. По этому поводу у них было выпущено более 300 изданий: все перекапывали, кто виноват и как это могло случиться. Но только после нападения японцев на Перл-Харбор все страны поняли, что авианосец - это главный корабль на море. До этого представление было такое, что морской бой - это линейные корабли, обеспечивающие силы и т.д. После этого авиацию начали уважать все, и потом между Японией и США, и Англия там тоже участие принимала, в основном борьба на море - это была борьба авианосных сил. Первое сражение у них было в Коралловом море (оно вообще без визуальной видимости прошло), в результате которого и та, и другая сторона потеряли по авианосцу. То есть визуально они друг друга не видели, только работала авианосная авиация. Потом было жуткое сражение у атолла Мидуэй, когда японцы лишились 4-х своих лучших авианосцев и потеряли цвет палубной авиации, т.к. летчики, взлетевшие с кораблей, сесть не имели возможности - было некуда. В принципе, мы не имеем опыта использования авианосной авиации вообще. В журналах пишут, что у нас были гидротранспорты «Орлица» и другие, 3 или 4, и на Волге использовались гидросамолеты, но это все на уровне джонок по сравнению с серьезными морскими боями, которые проводила Япония с американцами, ну и Англия там некоторое участие принимала. Причем военачальники всех стран, а у нас в стране и по сей день, к сожалению, так и не понимали роль авиации. Характерный случай непонимания роли авиации произошел в Южно-Китайском море, когда были уничтожены 2 линейных английских корабля «Рипалс» и «Принц Уэльский». В конце 1941 года командовал эскадрой английский адмирал Филипс. Ничего плохого я про этого адмирала не слышал, но когда ему предложили истребительное прикрытие - а шли они вдоль берега - он ухмыльнулся и сказал: «У меня в руках 2 самых сильных корабля в мире, 300 стволов зенитной артиллерии!» И когда уже Американский авианосец 495
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz