Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).
<Валерий Яле^сеев Прославленный лётчик Виктор Георгиевич Пугачев, у которого Тимур очень многому учил ся, в 1999 году в интервью отмечал высочай шее лётное мастерство Тимура: «Удивитель ного склада человек! Одержимее лётчика я не встречал. Его называют а.сом север ного неба! Он пользуется непререкаемым авторитетом у тех, кто с ним работает, и всего себя положил на становление па лубной авиации». Пожалуй, это и было главным делом Тимура. На всех уровнях он боролся за то, чтобы палуб ная авиация была в России и развивалась. Он изучал богатый мировой опыт и старался брать на вооружение всё самое ценное. Особенно его укрепили в правильности выбранного пути со бытия на Фолклендских (Мальвинских) остро вах. В Военной Академии Генерального штаба он защищал дипломную работу «Опыт боево го применения а.виации в локальных кон фликтах 80-х годов» на примере англо-ар гентинского конфликта. К сожалению, не все поддерживали Тиму ра, а чаще вместо помощи вставляли палки в колёса, и ему приходилось бороться в одиноч ку. Тимур рассказывал о начальнике Никола евского центра, грамотном офицере, который прослужил в тяжелой авиации, но не понимал, что такое истребители, что такое воздушные бои, и поэтому не давал летать так, как долж но. Заместителем его был генерал Василий Ва сильевич Городецкий, очень сильный коман дир, человек старой закваски, пользовавшийся огромным авторитетом у подчиненных. Тимур ему подробно разъяснил, как ведут воздушный бой американские лётчики, на огромных ли стах начертил схемы, и хотя Городецкий тоже был из тяжелой авиации, он поддержал Ти мура, взял все бумаги и пошёл к начальнику центра. Вышел он из кабинета буквально через 30 секунд ошарашенный: «Тимур, ты м.еня под тяжелый танк положил! Я команди ру: американцы - то, американцы - сё, а он отрезал: «Американцы - ду-ра.-ки!» И на этом разговор за.кончился». Конечно, можно это воспринимать как шутку, но Тимура всегда поражало нежелание людей учиться, уметь по-новому взглянуть на вещд. Не испытывая большой любви к Амери ке, он тем не менее считал, что очень многое из опыта американцев можно позаимствовать, чтобы отечественная авиация была на миро вом уровне. Сам он никогда не был косным человеком, учился у всех, даже у лейтенантов, если находил в их работе рациональное зерно. «У меня служило много умных молодых ребят, которые предлагали что-то новое. Первым ж е ланием, услышав о чем-то непривычном, было оттолкнуть, потому что я этого не знал, не ви дел, не понимал. Мне приходилось делать над собой усилие, чтобы вникнуть, разобраться, и если я действительно находил что-то разумное, шел навстречу. Поэтому я понимаю всех этих начальников, понимаю трудности, с которыми сталкивается любой командир, но нет оправда ния тому, что человек вообще даже не пытает ся разобраться, а просто отмахивается. Я никогда не стеснялся учиться у своих под чинённых. Летишь с лейтенантом, и когда он что-то интересное делает, я всегда спрашиваю: «Молодой, почему ты это так делаешь, а не та.к, как я рассказывал, ка.к я учил? И если он всё логически доказывал, мы это потом брали на вооружение». Интересно, что всех своих учеников Тимур называл «молодой», хотя разница в возрасте по рой была незначительной. Александр Королев говорил, что это слово давало уверенность лёт чику в том, что все у него впереди и что ещё многому предстоит научиться. Сам Тимур отта чивал своё мастерство всю жизнь и не раз по вторял: «Лейтенант, едва научившийся летать, считает, что теперь он может всё. И только с обретением опыта лётчик начинает понимать, что пределов совершенствованию нет». Успехам своих подчинённых Тимур радовал ся больше, чем своим собственным. По крайней мере, он, вернувшись с полётов домой, очень сдержанно говорил о своих удачах, но если кто- то из молодых лётчиков делал первый самосто ятельный вылет на боевом само лёте или впервые садился на палу бу, Тимур просто сиял и с порога рассказывал об этом. Он гордился тем, что в полку у него есть надеж ные пилоты, на которых можно положиться в воз духе. Особенно он ценил своего постоянного ве домого Виктора Дубового, Героя России, заслуженного лётчика Сергея Рассказова, ставшего в 2002 году году на Севере командиром полка. Время показало, что они стали достойными его преемниками. Иногда сослуживцы ставили Тимуру в упрёк то, что порой он идеализировал людей, не заме чая их недостатки: «Не все поняли, чего хотел от них Тимур Автандилович. Летать он их на учил, а вот человеческие, моральные качества у некоторых были не на высоте». «Считал про должателями своих идей людей недостойных, слишком доверял им. С ним многим было лег ко, потому что он за них всёделал, был стеной, за которой тихо и спокойно. Решая самосто ятельно все проблемы, Тимур Автандилович, по-видимому, надеялся, что соратники будут учиться сами, а они просто использовали его». Об этом говорил и заместитель по воспита тельной работе на авианосце «Кузнецов» капи тан I ранга Николай Иванов: «Тимур никогда не был способен на преда.тельство ни сво ей семьи, ни своих товарищей, ни своего дела. А вот его предавали, и Тимур это пе реживал очень тяжело». Честь и порядочность были в крови у Тиму ра, и он был уверен, что и все, к ак он, живут так же, по законам совести, поэтому до кон ца поверить в недобросовестность тех, в кого вкладывал душу, не мог. Требовалось немало времени, прежде чем он убеждался в чьей-то нечистоплотности. Когда же сомнений больше не оставалось, он вычеркивал такого из сво ей жизни, но для него самого это всегда было сильнейшим ударом, и он корил себя за то, что не видел этого раньше. «Тимур часто ошибался в людях, - говорил Сергей Степанов, - но в оценке лётных качеств - никогда!» Бывали случаи, когда Тимур говорил како му-нибудь лётчику: «Ты больше летать не бу дешь», - хотя сказать такие слова было очень трудно. На него, конечно, обижались, но, кто знает, может быть, такое жёсткое решение Ти мура сохранило им жизнь... Он был резок и непреклонен во всем, что касалось лётной р а боты: «См.отри на м.еня с ненавистью, но делай то, что я говорю, и будешь жить и летать долго!» Тимура серьёзно беспокоила судьба палуб ной авиации в стране, состояние авианосного флота, уровень профессиональной подготовки лётчиков, и поэтому, где бы он ни служил, к а кие бы должности ни занимал, он по-государ ственному смотрел на эти проблемы и бил во все колокола. К кому он только не обращался! В Верховный Совет СССР, к президентам России и Украины, к Руцкому, Язову, Грачёву, Черно мырдину! Причём в самые высокие инстанции он выходил с конкретными предложениями и программами: по сохранению авианосцев, ре формированию Центра боевого применения в Саках, по созданию «Нитки» на территории России, передаче Ейского авиационного учи лища Военно-морскому флоту, по сохранению дивизии в Североморске, решению жилищных проблем личного состава... Чаще всего реакция была негативной, как будто страной правили люди, абсолютно равнодушные к её судьбе!» 480 к ѵеѵе "к 'к 'к к 'к 'к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz