Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

<Валерий Яле^сеев Прославленный лётчик Виктор Георгиевич Пугачев, у которого Тимур очень многому учил­ ся, в 1999 году в интервью отмечал высочай­ шее лётное мастерство Тимура: «Удивитель­ ного склада человек! Одержимее лётчика я не встречал. Его называют а.сом север­ ного неба! Он пользуется непререкаемым авторитетом у тех, кто с ним работает, и всего себя положил на становление па­ лубной авиации». Пожалуй, это и было главным делом Тимура. На всех уровнях он боролся за то, чтобы палуб­ ная авиация была в России и развивалась. Он изучал богатый мировой опыт и старался брать на вооружение всё самое ценное. Особенно его укрепили в правильности выбранного пути со­ бытия на Фолклендских (Мальвинских) остро­ вах. В Военной Академии Генерального штаба он защищал дипломную работу «Опыт боево­ го применения а.виации в локальных кон­ фликтах 80-х годов» на примере англо-ар­ гентинского конфликта. К сожалению, не все поддерживали Тиму­ ра, а чаще вместо помощи вставляли палки в колёса, и ему приходилось бороться в одиноч­ ку. Тимур рассказывал о начальнике Никола­ евского центра, грамотном офицере, который прослужил в тяжелой авиации, но не понимал, что такое истребители, что такое воздушные бои, и поэтому не давал летать так, как долж­ но. Заместителем его был генерал Василий Ва­ сильевич Городецкий, очень сильный коман­ дир, человек старой закваски, пользовавшийся огромным авторитетом у подчиненных. Тимур ему подробно разъяснил, как ведут воздушный бой американские лётчики, на огромных ли­ стах начертил схемы, и хотя Городецкий тоже был из тяжелой авиации, он поддержал Ти­ мура, взял все бумаги и пошёл к начальнику центра. Вышел он из кабинета буквально через 30 секунд ошарашенный: «Тимур, ты м.еня под тяжелый танк положил! Я команди­ ру: американцы - то, американцы - сё, а он отрезал: «Американцы - ду-ра.-ки!» И на этом разговор за.кончился». Конечно, можно это воспринимать как шутку, но Тимура всегда поражало нежелание людей учиться, уметь по-новому взглянуть на вещд. Не испытывая большой любви к Амери­ ке, он тем не менее считал, что очень многое из опыта американцев можно позаимствовать, чтобы отечественная авиация была на миро­ вом уровне. Сам он никогда не был косным человеком, учился у всех, даже у лейтенантов, если находил в их работе рациональное зерно. «У меня служило много умных молодых ребят, которые предлагали что-то новое. Первым ж е­ ланием, услышав о чем-то непривычном, было оттолкнуть, потому что я этого не знал, не ви ­ дел, не понимал. Мне приходилось делать над собой усилие, чтобы вникнуть, разобраться, и если я действительно находил что-то разумное, шел навстречу. Поэтому я понимаю всех этих начальников, понимаю трудности, с которыми сталкивается любой командир, но нет оправда­ ния тому, что человек вообще даже не пытает­ ся разобраться, а просто отмахивается. Я никогда не стеснялся учиться у своих под­ чинённых. Летишь с лейтенантом, и когда он что-то интересное делает, я всегда спрашиваю: «Молодой, почему ты это так делаешь, а не та.к, как я рассказывал, ка.к я учил? И если он всё логически доказывал, мы это потом брали на вооружение». Интересно, что всех своих учеников Тимур называл «молодой», хотя разница в возрасте по­ рой была незначительной. Александр Королев говорил, что это слово давало уверенность лёт­ чику в том, что все у него впереди и что ещё многому предстоит научиться. Сам Тимур отта­ чивал своё мастерство всю жизнь и не раз по­ вторял: «Лейтенант, едва научившийся летать, считает, что теперь он может всё. И только с обретением опыта лётчик начинает понимать, что пределов совершенствованию нет». Успехам своих подчинённых Тимур радовал­ ся больше, чем своим собственным. По крайней мере, он, вернувшись с полётов домой, очень сдержанно говорил о своих удачах, но если кто- то из молодых лётчиков делал первый самосто­ ятельный вылет на боевом само­ лёте или впервые садился на палу­ бу, Тимур просто сиял и с порога рассказывал об этом. Он гордился тем, что в полку у него есть надеж ­ ные пилоты, на которых можно положиться в воз­ духе. Особенно он ценил своего постоянного ве­ домого Виктора Дубового, Героя России, заслуженного лётчика Сергея Рассказова, ставшего в 2002 году году на Севере командиром полка. Время показало, что они стали достойными его преемниками. Иногда сослуживцы ставили Тимуру в упрёк то, что порой он идеализировал людей, не заме­ чая их недостатки: «Не все поняли, чего хотел от них Тимур Автандилович. Летать он их на­ учил, а вот человеческие, моральные качества у некоторых были не на высоте». «Считал про­ должателями своих идей людей недостойных, слишком доверял им. С ним многим было лег­ ко, потому что он за них всёделал, был стеной, за которой тихо и спокойно. Решая самосто­ ятельно все проблемы, Тимур Автандилович, по-видимому, надеялся, что соратники будут учиться сами, а они просто использовали его». Об этом говорил и заместитель по воспита­ тельной работе на авианосце «Кузнецов» капи ­ тан I ранга Николай Иванов: «Тимур никогда не был способен на преда.тельство ни сво­ ей семьи, ни своих товарищей, ни своего дела. А вот его предавали, и Тимур это пе­ реживал очень тяжело». Честь и порядочность были в крови у Тиму­ ра, и он был уверен, что и все, к ак он, живут так же, по законам совести, поэтому до кон­ ца поверить в недобросовестность тех, в кого вкладывал душу, не мог. Требовалось немало времени, прежде чем он убеждался в чьей-то нечистоплотности. Когда же сомнений больше не оставалось, он вычеркивал такого из сво­ ей жизни, но для него самого это всегда было сильнейшим ударом, и он корил себя за то, что не видел этого раньше. «Тимур часто ошибался в людях, - говорил Сергей Степанов, - но в оценке лётных качеств - никогда!» Бывали случаи, когда Тимур говорил како ­ му-нибудь лётчику: «Ты больше летать не бу­ дешь», - хотя сказать такие слова было очень трудно. На него, конечно, обижались, но, кто знает, может быть, такое жёсткое решение Ти­ мура сохранило им жизнь... Он был резок и непреклонен во всем, что касалось лётной р а ­ боты: «См.отри на м.еня с ненавистью, но делай то, что я говорю, и будешь жить и летать долго!» Тимура серьёзно беспокоила судьба палуб­ ной авиации в стране, состояние авианосного флота, уровень профессиональной подготовки лётчиков, и поэтому, где бы он ни служил, к а ­ кие бы должности ни занимал, он по-государ­ ственному смотрел на эти проблемы и бил во все колокола. К кому он только не обращался! В Верховный Совет СССР, к президентам России и Украины, к Руцкому, Язову, Грачёву, Черно­ мырдину! Причём в самые высокие инстанции он выходил с конкретными предложениями и программами: по сохранению авианосцев, ре­ формированию Центра боевого применения в Саках, по созданию «Нитки» на территории России, передаче Ейского авиационного учи­ лища Военно-морскому флоту, по сохранению дивизии в Североморске, решению жилищных проблем личного состава... Чаще всего реакция была негативной, как будто страной правили люди, абсолютно равнодушные к её судьбе!» 480 к ѵеѵе "к 'к 'к к 'к 'к

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz