Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

ЗЛ ШЖМЖ^УЮ (РОССИЮ ТенералШймур Jlnaiquhe —палубный военный лётчик^номер один В авиации всегда чего-то недостает: то са­ молёт неисправен, то погоды нет, то аэродром не готов, то командование запретило полёты. У Тимура был знакомый лётчик-испытатель Александр Иванов, который коллекционировал поводы для запрета полётов. Последняя цифра, которую я от него слышал, была 360... Отсюда пилоты делятся на две категории: те, которые ждут полётов, и те, которые их до­ биваются. Тимур, безусловно, относился к чис­ лу последних. Он действительно заслуживал каждый полёт каторжным трудом на земле». О Тимуре ходили легенды среди выпускни­ ков лётных училищ, поэтому многие так стре­ мились попасть к нему в полк. Подполковник Павел Прядко рассказывал: «О Тимуре Апа­ кидзе я впервые услышал в 1986 году, когда был курсантом 3 курса. Это было время, ког­ да нам запрещали рисовать силуэты самолётов Су-27 и МиГ-29, считая их сверхсекретными. А все курсанты мечтали летать только на новой технике. Ходили слухи о том, что в полку под командованием ТА. Апакидзе ведутся воздуш­ ные бои над полосой, в них дерутся на разных типах самолётов, готовятся, как американцы, к посадкам на авианосец, не пьют, не курят, а сам командир летает так , как показывали в фильме «Топ-ган». После жесточайшего отбора мне посчаст­ ливилось попасть к Тимуру Автандиловичу, и он оказал на меня огромное влияние. Запомни­ лось многое, особенно целеустремленность ко­ мандира, его несгибаемость, умение находить способы решения проблем». Но если в американских фильмах про лёт­ чиков почти все немыслимые полёты являют­ ся всего лишь спецэффектами, созданными с помощью компьютерных технологий, то Тимур всё делал в реальности. Когда я увидела виде­ озапись лётчика-испытателя Романа Кондрать­ ева, где Тимур летал на малой высоте между каньонами на Севере, я так разволновалась, что не могла спать. С каким мастерством надо управлять самолётом, чтобы совершить такой рискованный полёт на истребителе! Павел Подгузов, как и все ребята из коман­ ды Тимура, восхищался его профессионализ­ мом: «Наш командир мог абсолютно всё. Если он сидел в задней кабине самолёта, все были уверены на 100% в благополучном исходе лю­ бого полёта». А подполковник Александр Ко­ ролёв рассказал, что однажды у него вылете­ ла пломба из зуба, когда Тимур Автандилович вместе с ним на спарке крутил фигуры высше­ го пилотажа. Если в гарнизоне шли полёты, по почер­ ку сразу было видно, когда в небе появлялся Тимур; люди останавливались и, запрокинув голову, восхищенно наблюдали за его истре­ бителем. Со всей ответственностью Тимур го­ товился как к обычным, плановым полётам, т ак и к воздушным парадам и показательным выступлениям. В Саках, в Севастополе, в Се­ вероморске тысячи зрителей, затаив дыхание, следили за его виртуозным пилотажем. У меня его выступления вызывали восторг, гордость и в то же время потрясение; однажды на празд­ нике в Севастополе после воздушного боя и де­ монстрационного полёта я даже не в состоянии была говорить - такой был шок от тех немысли­ мых фигур, которые чертил в небе над бухтой Тимур. Лётчики говорили, что так, как летает Тимур, не может никто - это от Бога! 9 мая 1995 года, в день 50-летия Победы в Великой Отечественной войне, Тимуру выпала честь провести пятерку истребителей Су-33 в парадном строю над Поклонной горой в Мо­ скве. В 1999 году моя подруга Алла была с мужем Сашей Белуновым на МАКСе. Они узнали, что Тимур прилетел с Севера на авиашоу, и реши­ ли его разыскать. Когда они подходили к груп­ пе лётчиков в синих комбинезонах, услышали разговор двух военных, стоящих неподалеку. Один увидел нашивку на груди Тимура и спра­ шивает: - А кто это - Апакидзе? - Ты что, не знаешь? Это же Бог! - Как это - Бог? - Бог палубной авиации! Тимур использовал любую возможность, чтобы сесть в кабину самолёта. Учась в Ака­ демии Генерального штаба, он иногда брал бюллетень и летал в спортивном аэроклубе в Вязьме, а вместо отпуска работал на «Нитке» в Саках. Став заместителем командующего мор­ ской авиацией, постоянно пропадал в коман­ дировках. Я надеялась, что в Москве все будет по-другому и мы будем больше времени прово­ дить вместе, и как-то сказала Тимуру об этом. А он ответил: «Я не могу не летать! В Москве я задыхаюсь, и только полёты спасают меня, дают силы и стимул к работе». Налёт его среди лётчиков-истребителей был самым большим в стране - более 4 тысяч часов. 479

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz