Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).
(Валерий _Ялек^сеев Командир эскадрильи подполковник Юрий Корнеев рассказывал, как в 1998 году груп па молодых лётчиков, возглавляемая Тимуром Автандиловичем, приехала в Нивенское на Балтике для освоения нового самолёта. Тимур провозил на спарке каждого новичка, но, ког д а программа уже подходила к концу, вдруг испортилась погода. Часть лётчиков, отлетав положенное, вернулась на Север, и Тимур мог бы уехать: ведь он был заместителем коман дира дивизии, но он остался ради троих своих подчиненных, чтобы закончить программу их подготовки. «Тимур Автандилович верил нам, видел в нас залог будущего морской авиации, и благодаря ему мы служим до сих пор и летаем с авианосца! Хотя командующий авиацией Се верного флота его потом упрекнул: «Зачем ты возишь этих капитанов?» Тимур Автандилович никогда не боялся вышестоящих начальников, - продолжал Юрий Корнеев. - В первую оче редь думая о деле, о подготовке лётных кадров, он часто брал удар на себя. В 1998 году авиа носец очень мало времени был в море, и коман дующий отдал распоряжение не сажать больше молодых лётчиков на палубу. А мне нужно было уходить в Академию, и Тимур Автандилович сделал всё, чтобы я сел на корабль. Совершив свою первую посадку на авиано сец, я зашёл на пункт управления полётами к Тимуру Автандиловичу, чтобы доложить о ней; он обнял меня, по-отечески прижал к груди и говорит: «Ты молодец, сынок, это все очень хорошо, но что я теперь командующему скажу?» Став заместителем командующего морской авиацией, Тимур продолжал передавать свой опыт молодым лётчикам. В 2001 году он рабо тал в Острове, обучая лейтенантов технике пи лотирования. Он с горечью говорил о том, что наш а авиация находится в таком упадке, что скоро некому будет летать и некому будет учить лётчиков. В полках топлива не хватает, у мно гих длительные перерывы в полётах, а моло дые ребята по 7 лет не летали после окончания училища. Он отбирал самых перспективных из них и на износ работал, обучая их. Многие после одного вылета на спарке с Тимуром на сложные виды подготовки вылезали из кабины обессиленными, так как подобные перегрузки были им непривычны, а сам Тимур делал 8-10 полётов за летную смену. Наверное, появятся книги, где будет обоб щен вклад Тимура в отечественную авиацию. Приведу лишь примеры из рассказд Сергея Степанова. «С первого самостоятельного вылета в Ти муре поселилось стремление летать на преде ле возможностей самолёта и лётчика. Если это учебная атака кораблей, то обязательно «смах нуть пыль с палубы», если полёт на предельно малой высоте, то ниже телеграфных столбов... Особенно хочется сказать о манёврах, которые были «вылизаны» Тимуром до совершенства. Это атака наземной цели с горки. Суть заклю чалась в том, что самолёт подходит к цели на высоте 10-20 метров, затем резко взмывает вверх до угла 70 градусов, далее в верхней точ ке «переламывается» на пикирование со сменой направления полёта, тут же прицеливается, применяет оружие и на малой высоте уходит от цели. Всё необходимо сделать за 10-12 се кунд, и в этом случае ПВО противника просто не успевает ничего сделать. Так вот Тимур со своими лётчиками выполнял этот манёвр п а рой! А вот ещё одна забавная и одновременно грустная история, - продолжает рассказ Сте панов. - Во время учёбы в ВМА один моряк пожаловался Тимуру, за что он не любит лёт чиков. Его карьера складывалась вполне удач но, и ему уже дали «добро» на поступление в академию, а тут учения, и он отвечает за ПВО корабля: надо отразить атаку крылатых ракет (в реальности - самолётов Су-17М). Но «ракеты» подошли к кораблю на столь малой высоте и так энергично выполняли маневры, что захва та, сопровождения и уничтожения не получи лось. В результате - Академии пришлось ждать еще год. В конце он добавил, что самолётами управлял какой-то... КИКА&ИѴЗЕ! Знаю многих лётчиков, которые, заняв вы сокие должности, утрачивали, если можно так сказать, интерес к полётам. Для Тимура сама мысль об этом была кощунственна. Когда я ему говорил: «Ты уже все умеешь», - он отве чал: «Илинии горизонта того, что должен уметь, не вижу!» Д л я н е г о н е б ы л о о б ы ч н ы х , р у т и н н ы х п о л ё т о в : в к а ж д о м п о л ё т е о н с т р е м и л с я р а с к р ы т ь д л я с е б я н о в ы е в о з м о ж н о с т и . А про пилотов, уровень лётной подготовки которых не соответствовал занимаемой долж ности, с сожалением говорил: «И этот в дет стве недоел витаминов». 478
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz