Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

(Валерий Т-10К-3 - это опытный корабельный само­ лёт ОКБ им.Сухого. В состав 100-го полка он никогда не входил. Украина не дала перегнать его в Россию, и он был оставлен в Саках. Вместе с Т. Апакидзе на Север ушли 15 лётчиков: - подполковник Чибир Я.Г. заместитель ко­ мандира полка по лётной подготовке (Миг-29 и Су-27); - майор Кочкарёв К.Б. начальник ПДС пол­ ка (Су-27); - майор Кожин И.С. заместитель командира АЭ; - майор Кретов П.П. начальник штаба 1-й аэ (Су-27); - майор Рыжов Г.Б. старший лётчик 1-й АЭ; - майор Дубовой В.В. командир отряда 1-й АЭ; - старший лейтенант Кузьменко В.А. стар­ ший лётчик 1-й АЭ; - майор Корнев С.Н. старший лётчик 1-й АЭ; - капитан Рябуха А.В. старший лётчик 1-й АЭ; - капитан Рассказов С.Н. командир отряда 2-й АЭ (МиГ-29); - старший лейтенант Кузнецов Е.В. стар­ ший лётчик 3-й АЭ (Су-25); - старший лейтенант Устюхин С.Г. старший лётчик 3-й АЭ; - старший лейтенант Абрамов А.А. старший лётчик 3-й АЭ; - капитан Подгузов П.Э. старший лётчик 3-й АЭ; - капитан Чурсин А.Б. лётчик 299-го полка Су-25. В 1996 г. 10-й МИАП был передан обратно в состав 5-й ВА, и в том же году 100-й истреби­ тельный авиационный полк ВВС Украины был расформирован. В состав 299-го ОКШАП ВМСУ была передана 3-я эскадрилья полка. Самолё­ ты Су-27 из 1-й эскадрильи поступили в 831-й ИАП на аэродром Миргород, а самолёты МиГ- 29 из 2-й эскадрильи поступили в состав 62-го ИАП (они ещё два года оставались на аэродро­ ме Саки, после чего их перегнали на аэродром Бельбек). Корабельные самолёты Су-25УТГ и Су-27К, ранее входившие в состав полка, были переданы в ГАНИЦ. Эксплуатация новой техники не обошлась без авиационных происшествий. - 22.06.1988 г. при выполнении разведки погоды и облёте РТО в районе г. Очаков произо­ шла катастрофа самолёта Л-39, пилотируемого старшим инструктором-лётчиком 39-го Управ­ Ялексеев ления ИУТК подполковником А. И. Дегтярёвым и лётчиком-инструктором 100-го КИАП майо­ ром В. М. Коротковым. Из-за отказа двигателя на взлёте самолёт упал в воду, пилоты погибли; - 22.09.1988 г. ночью при выполнении маршрутного полёта с бомбометанием на по­ лигоне из-за ошибки в технике пилотирования произошла катастрофа самолёта МиГ-29К, пи­ лотируемого майором С. А. Юзвишиным; - 24.08.1989 г. днём при выполнении полё­ тов с аэродрома Очаков на боевое применение над полигоном «Свободный Порт» из-за ошибки в выполнении правил использования воздуш­ ного пространства произошло столкновение в воздухе двух самолётов Л-39 «Альбатрос». Пер­ вый самолёт пилотировали майор А. М. Васи­ льевым с лейтенантом С. Ю. Гущиным, а вто­ рой - капитан Ю. Н. Кононенко с лейтенантом В. Н. Мироновым. Экипаж майора Васильева своевременно катапультировался и уцелел. Са­ молёт В. Миронова потерял законцовку крыла с топливным баком, но сохранил возможность продолжать полёт. Командир полка подпол­ ковник Т. Апакидзе взлетел на самолёте Л-39, чтобы в воздухе оценить возможность продол­ жения полёта на аварийном самолёте. По его указанию лётчики сделали попытку проверить управляемость самолёта на пониженной скоро­ сти. Аварийная машина сорвалась в штопор. Экипаж, несмотря на неоднократную команду на катапультирование, покинул самолёт перед самым столкновением с землёй и погиб; - 01.08.1990 г. при выполнении полёта в зону на сложный пилотаж из-за ошибки лёт­ чика МиГ-29УБ пилотируемый заместителем командира полка подполковником А. Г. Омела- енко и инструктором полковником А.Н. Квочу- ром самолёт вышел за критические углы атаки. Экипаж катапультировался, невредим. Из-за высокой аварийности командир пол­ к а полковник Т. А. Апакидзе в 1989 г. был снят с должности и назначен начальником воздуш­ но-огневой и тактической подготовки в 1063-го ЦБПКА. История расставила все на свои места. Имя Тимура Апакидзе стало для современного поколения палубных лётчиков эталоном безза­ ветного служения Морской Авиации России. На вооружении полка стояли Су-27, МиГ- 29, Су-25, Л-39 «Альбатрос». Рабочий развёрнутый список командира 100-го КИАП подполковника Апакидзе Тимура Автандиловича 474

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz