Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

<■.Валерий Алексеев Да, ни 1063-й ЦБП, ни 100-й, ни 299-й пол­ ки к ЧФ и его авиации никогда отношения не имели. Это материалы одного из многочисленных методических советов 1063-го ЦБП КА перед началом полётов с корабля август-сентябрь 1991 года. Перечисленная техника - это практически весь самолётный состав 100-го КИАП. Су-25 УТГ N q 60, 61, 62, 63, 64, 65 - полковые, a N q 08 или ОКБ или 3 филиала. МиГ-29 №91, 92, 93, 94 - серии 9-12. МиГ-29№ 95. 96, 97и 98 -серии 9-13. Миг-29УБ N q 100 спарка. К тому момен­ ту вторая спарка № 99 была потеряна летом 1990 г. в лётном происшествии. В районе оз. Сасык-Сиваш в 20 км от аэродрома катапуль­ тировались Квочур А.Н. и подполковник Омела- енко А.Г. Самолёты Су-27 все полковые за ис­ ключением N q 59. N q N q 01, 02, 03, 04 - Су-27УБ. СNo72 по 76 Су-27 (сухопутный вариант), N q N q 79 и 8 0 - Су-27П. К осени 1991 г. авиатехника 100-го КИАП была уже достаточно сильно изношена. Вот материалы методического совета полка по состоянию авиатехники - сентябрь 1991 года. По Cy-27:No72 и 77 требовали замены двигате­ ля, на № 76 и 72 (2-й двигатель) зафиксирована вибрация двигателя - требовались осмотры и работы по ее устранению или замены двига­ телей. На Су-27УБ № 03 требовалась замена стоек шасси, а на № 02 выполнение работ по радиолокационному комплексу (ждалместа на стенде в ТЭЧ). Су-27N q 78 cmosui по регламент­ ным работам и 20 дней ожидал своей очереди, чтобы попасть в ТЭЧ. На самолётах N q 74 и 75 посеребрение фонаря, требовалась замена остекления, а его не было. Кроме того на № 74 проявился плавающий дефект - отказ СДУ, его не могли довольно долго устранить, и самолёт не летал. Не лучше обстояли дела и с МиГ-29. На N q 97 необходима замена двигателя. На №96 - заме­ на КСА, на N q N q 92,94,97 требовалось по 90 ли­ тров масла ИПМ, которого катастрофически не хватало, No 95 cmosui из-за трещины возду­ хозаборника, ждали бригаду представителей МАП. Борт 91 cmosui из-за отказа АРВ и требо­ вал работ по его устранению с участием пред­ ставителей МАП. Аналогично No 98 cmosui, т.к. на нём нужны бьиіи работы по бюллетеню на двигателях, а представитель МАПвсё не бьиіо После снятия с вооружения Як-38, в 299-й полку были остановлены полёты и на МиГ-21. С 1990 г. 299-й и 3-я АЭ 100-го полка бьиіи пе­ ревооружены на Су-25. Командиром 3-й АЭ на­ значен подполковник Причиненко С. С 1991г. 100-й полк получил 4хСу-25УТГ (учебно-тре- нировочные с гаком) для полётов по НИТКЕ. 299-й полк стал называться штурмовым, но из 1063-го ЦБП никуда не передавался до 1993 г. 100-й полк вплоть до расформирования в 1996г. оставался истребительным. 299-й полк, до момента расформирования 1063-го ЦБП осенью 1993 г., оставался в его со­ ставе, две АЭ на Су-25. В полк передали Су-25 из 100-го полка. А в 1994 г. cocmosulcя обмен Су- 25УТГ на Су-25УБ с 279-го ОКИАП. При передаче в 1990 г. в авиацию ВМФ 161- го ИАП несколько самолётов МиГ-29 передали в Саки ещё и из Аиманского, где базировался этот полк. В 1990-1991 гг. лётчики полка принимали участие в Государственных испытаниях ТАКр проекта 1143.5 «Адмирал Кузнецов» и палуб­ ных самолётов-истребителей Су-27К и МиГ- 29К. На сентябрь 1991 г. из 9 МиГ-29 могли вы­ полнять полёты только 2 машины. С развалом СССР грянули изменения, 17.03.1992 г. были образованы ВВС Украины. Многие категорически отказались принимать украинскую присягу. При повторном приня­ тии присяги на верность новому государству - Украине, Т.А. Апакидзе вышел из строя и сказал: «Я своей Родине давно принёс присягу. Военные второй раз не присягают...» Также им было отвергнуто предложение возглавить ВВС Грузии. 472

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz