Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

з а ш у т к ^ у ю Ф о с сж ю Генерал ПХимур Jlnaiquhe —палубный военный лётчик^номер один П о д п о л к о в н и к Т и м у р А в т а н д и л о в и ч А п а к и д з е был наиболее яркой и выда­ ющейся личностью из трёх командиров 100-го полка и из многих командиров в истории морской авиации. З а три года командования он смог т ак сплотить полк, завоевать такой автори­ тет у всего личного соста­ ва, что его не смогли раз­ рушить, как ни старались, ни второй командир полка (а очень хотел), ни коман­ дование 1063-го центра (это отдельная история), ни многие сидящие в то время выше. П о д п о л к о в н и к Я р о с ­ л а в Г е н р и х о в и ч Ч и б и р - заместитель командира 100-го КИАП по лётной подготовке. Полковни­ к а и «Лётчика-снайпера» получил уже на Севе­ ре. П е р в ы м из лётного состава 100-го КИАП вылетел на Миг-29 без контрольного полёта на спарке (самолёте с двойным управлением). Один из первой группы лётного состава, вы ­ полнивших посадку на корабль без тренажера НИУТК в 1994 году. В тот момент ему было уже 47 лет. До него в таком возрасте в первый раз на корабль никто и никогда не садился. (Досто­ ин книги рекордов Гинесса). Прибыл в 100-й полк из 299-го полка. На начальном этапе фор­ мирования 100-го полка исполнял обязанности командира полка, в этот период и создавался полк и выполнялись первые полёты. Т.А. Апа­ кидзе находился в академии. К а п и т а н К а р т у ш и н И г о р ь Н и к о л а е в и ч - начальник штаба эскадрильи, т р е т ь и м из лёт­ ного состава полка выполнил полёт на МиГ-29 в апреле 1986 года. Прибыл в полк из 299-го полка. М а й о р П о д с т а в к и н С е р г е й Н и к о л а е в и ч - старший штурман полка. В т о р ы м по счёту вылетел на МиГ-29. Прибыл в полк из 299-го полка. Ч е т в ё р т ы м на самолёте МиГ-29 вылетел лётчик-инспектор 33-го Центра боевой под­ готовки и переучивания лётного состава п о д ­ п о л к о в н и к Л а р и н . Тогда в полку было всего 4 самолёта МиГ-29. Каждому лётчику распреде­ лили по самолёту, на котором они должны были вылетать. Ларин должен был лететь первым. Но Полковник Чибир Ярослав Генрихович волей судьбы в лице техсостава обслуживаю­ щего МиГи, у него обнаружили отказ техники и устранили отказ только после полётов Чибира, Подставкина и Картушина. По случаю первых полётов полка и вылета первых лётчиков на МиГ-29, в полк прибыл из академии будущий командир подполковник Апакидзе Т.А. и будущий командир 2-й эскадрильи подполковник Майстров В.Н., который исполнял обязанности помощника руководителя полётов как единственный из всех присутствующих ранее летавший на МиГ- 29. 100-й корабельный инструкторско-иссле- довательский истребительный авиационный полк. Так звучало название полка до перехода под юрисдикцию Украины. Полк предназна­ чался для инструкторской работы в составе 1063-го ЦБП КА. Для базирования наТАКр «Ва­ ряг» в 1991 г. должны были начать формирова­ ние 101-го КИАП, там же в Саках. Но события 1991-1992 гг. поставили на этом крест. Плани­ ровалось, что на каждом флоте будет по ави ­ аносцу и полки на них 101-й, 102-й и т.д. бу­ дут базироваться в Саках. Там НИТКА и всегда прекрасная погода. А на корабль проще пере­ бросить лётный состав, чем держать гарнизоны с семьями в тяжелых для лётной деятельности условиях Заполярья или Дальнего Востока. Был составлен план развития Сакского гарнизона, строительство новых домов, школ, детсади­ ков, усовершенствование инфраструктуры. По этим направлениям к 1991 г. уже были развер­ нуты работы. Саки должны были стать « с т о л и ­ ц е й » корабельной авиации. Но... ___________________________________________________________________________________ 471

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz