Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).
ИСТОРИЯ 100-го КОРАБЕЛЬНОГО ИСТРЕБИТЕЛЬНОГО АВИАЦИОННОГО ПОЛКА ПЕРВОГО ФОРМИРОВАНИЯ I (Валерий Алексеев Командир 100-го КИАП подполковник Апакидзе Тимур Автандилович «Тимур стоял у истоков возрождающейся штурмовой морской авиации. После Ейского училища в 1975 году он пришёл на Балтику в 846- й отдельный гвардейский морской штурмовой Клайпедский Краснознамённый авиационный полк имени Героя Советского Союза Маршала авиации Ивана Борзова ВВС Балтийского флота в Острове, который позже был переведён в 1980 году Чкаловск. Там он прошёл хорошую школу, научившись летать над морем, вдали от берега. Метко поражать цели его научил заместитель командира полка Александр Сергеевич Костров, стрелявший из пушки с феноменальной точностью. Самостоятельно Тимур освоил сложный пило таж ночью, хотя это было запрещено. Начинал он с сумерек, научившись выбирать линейные 468 ориентиры, чтобы не заваливаться, и хотя психо логическое напряжение в этих полётах было очень большое, он стал выполнять высший пилотаж но чью не только на средней, но и на малой высоте. Когда стал командиром полка, - рассказывал Тимур, - то заставил заниматься этим весь полк. Ведь взлёт с трамплина ночью приводит к полной разбалансировке вестибулярного аппарата. Я счи таю одним из главных своих достижений, что сумел ввести высший пилотаж ночью в курс боевой подго товки официально. Толькоради этого стоило жить. В моей лётной деятельности есть раздел: то, чему меня никто не учил. Например, атака назем ной или надводной цели с горки. Винтовую горку не делал никто и никогда ни в одной стране. В основу всего я поставил освоение сложного пи лотажа, затем высшего - во всех диапазонах ско ростей, на различных этапах пилотирования и эксплуатации силовой установки. Я понял, что без этого дальше идти нельзя. В итоге родился маневр «Узел» - сочетание винтовой горки с петлёй Несте рова. Такое тоже раньше никто не делал».1 Х в еж е н к о В .П .: «Чаще всего я вспоминаю на чало нашей совместной с ТимуромАвтандиловичем службы в Крыму. Мы встретились и близко познако мились с ним в Саках в 1986 году. Был создан новый полк, Тимур Автандилович стал командиром пол ка, я его заместителем. В тот период он укрепил меня в своих взглядах, подготовил как настоящего лётчика, научил, как нужно управлять не только самолётом, но и людьми. Я думаю, что эти 3 года, что мы вместе служили в Крыму, сделали из меня настоящего офицера и воздушного бойца. Я уверен, что о нём будут помнить. Нет такого лётчика в морской авиации, и тем более в корабель ной, в судьбе которого Тимур Автандилович не при нимал бы участие. Я про себя скажу: самые радост ные, самые счастливые минуты в моей жизни были связаны с ним. И самые горькие. Вместе мы хоро нили друзей. Тимур Автандилович подписал мне два представления на звания - полковника и подполков ника, и на два ордена. Это все Тимур Автандилович для меня сделал, а таких у нас целый полк! Полк вырастил четырех Героев России - это о чём-то го ворит?»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz