Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).
ЗЛ ШуШКіУУО (РОССИЮ ТенералШимур Апащідзе — палубный военный лётчик^номер один На первой стажировке Тимур налетал 63 часа, при нашей норме в 20 часов. Все нале тали по 20 часов, кто фактически, а кто и те оретически, так как не дали в частях летать. Тимур же налетал фактически. Добился, чтобы дали летать, зачёты, тренажи и всё это за 30 дней. Представить только, какая ежедневная нагрузка у него была. Правда, по прибытии в академию, он полу чил нагоняй от начальника факультета за то, что летал, а не стажировался в должности. А что такое стажировка. Ходи рядом с команди ром и смотри, что он делает и как делает. Ко- мандовать-то всё равно не дают. На втором курсе программа обучения ус ложнилась, стала более интересной. Во время игр на картах мы уже оценивали обстановку и принимали решения в масштабах дивизии, а затем и авиации флота. Из слушателей создавались штабы, а дей ствия отрабатывали на всех 4-х ТВД. Фактически нас в академии готовили, вер нее, учили организовывать - вести боевые дей ствия. А вот организация повседневной дея тельности частей давалась в 33-ем ЦБП и ПАС в городе Николаеве на различных курсах под готовки. На мой взгляд это было правильно. Как сейчас? Не знаю. И судить не мне. Но, судя по нынешней организации, старый опыт под готовки стоило бы вспомнить. Обыгрывая различные варианты боевых действий на картах, слушатели неплохо подго товились к большой военной игре, которая еже годно проводилась в Военно-морском флоте на базе академии. Наверное, у всех слушателей остались воспоминания об этой игре. Ежегодно в декабре Главком ВМФ на базе Военно-мор- ской академии проводил подведение итогов года с руководящим составом флотов. Что там на подведении было, мы, конечно, не знали, но точно знали, что в заключение будет проведе на большая военная игра. Вначале на картах, а потом на тренажёре «Океан». Тренажёр «Океан» представлял собой (опишу, что осталось в п а мяти) скоммутированные компьютеры. Доста точно большие по размеру, но достаточно со временные для того времени. Отдельные ком пьютеры, - это как бы КП (командный пункт) ударных групп авиации или флота, (^коммути ровали с КП авиации флота или КП флота. КП авиации также замыкается на КП флота. Поде лены условно на «красных» и «синих». Сейчас по такой схеме отдельные любители коммутируют свои компьютеры играют в стрелялки. Упро щенно, конечно. Был на «Океане» и главный КП, где на экра не размером примерно 2 .5x3.5 метра отража лась вся обстановка и за «синих» и за «красных». Но доступа нам туда не было. Д а и вообще этот тренажёр был секретным объектом. Так вот з а мысел большой военной игры состоял в органи зации встречного боя 2-х эскадр, с применени ем авиации. Объединенной эскадры Северного флота и объединенной эскадры кораблей стран НАТО. Встреча эскадр должна была состояться в районе Фареро-Исландского рубежа. Я поста раюсь описать только то, что осталось в памяти по действиям нашего «штаба авиации». Играли мы за красных. В состав нашего штаба входил Тимур. Программа игры была отработана, вывере на по времени, не только по приведению в бо евую готовность частей, кораблей, но даже по каждому самолёту. Время на запуск, руление, взлёт, набор высоты, даже время на изменение курса полёта. Все цели имели свой номер. На экране только метка, а рядом номер. Не знаешь номера - не знаешь, друг это или враг. Но сту денты народ ушлый. Была подключена «аген турная разведка» (естественно, с обеих сторон), и карты противника были раскрыты. И вот война объявлена. Первой начала дей ствовать авиация, и наша, и «НАТОвская». З а компьютером сидит мичман оператор и по нашим командам поднимает самолёты, вы водит на боевой курс, выполняет «пуски» или «бросает бомбы». Поначалу были нюансы. При «атаке» самолёта ракетой Тимур кричит опера тору: «Противозенитный манёвр», - и двигает рукой так, как будто сам управляет штурмо виком, а мичман смотрит на него, потом гово рит: «Данные давай». Вот тут сообразили, что нужно давать данные по изменению курса, вы соты полёта, отстрел ловушек. Дело пошло. А хорошее знание Тимуром натовских кораблей позволило определить, сколько ракет или бомб потребуется, чтобы утопить тот или другой ко рабль и уменьшить свои потери. Неплохую роль сыграли быстрота и достаточная грамотность принимаемых решений. Через 2 часа игры до 70% кораблей эскадры НАТО были потоплены. Примерно такого результата добилась авиация «синих», возглавляемая Едушем Н.П. Авиация потеряла примерно около 50% самолётов. Конечно, между войной на компьютере, то есть тренажёре, и реальными боевые действия ми - большая разница. Но какие-то представле ния о реальном использовании сил такая игра даёт.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz