Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

ЗЛ ШуШКіУУО (РОССИЮ ТенералШимур Лпащідэе — палубный военный лётчик^номер один ПОЛЁТЫ И СПОРТ Н есмотря на свою занятость, у Тимура всегда находилось время для полётов и спорта. Даже в самых немыслимых ситуациях. Остается только удивляться его способности заниматься любимым делом. Перелёт трёх спарок Иркутск-Саки. В воз­ духе у одного из самолётов отказывает двига­ тель, вся группа совершает вынужденную по­ садку в аэропорту города Абакан. Так вот в тот же вечер Тимур уже тренировался в местной секции карате. И т ак было каждый день, пока из Иркутска не прилетела бригада, заменила неисправный двигатель, заводские лётчики выполнили облёт самолёта. А у Тимура и позна­ комившихся с ним сибиряков остались самые приятные впечатления друг о друге. Иногда казалось мистикой, насколько бы­ стро он мог наладить понимание и взаимодей­ ствие с совершенно незнакомыми людьми. Саки, ночные полёты. Из-за эргономиче­ ских недостатков кабины и высокого нервного напряжения, лётчик вместо шасси выпускает гак и сажает СУ-25УТГ на брюхо. Естественно, что мгновенно убрать самолёт с полосы не уда­ ётся, и все самолёты, находящиеся в воздухе, в том числе и МиГ-29 Тимура, отправляются на запасной аэродром. По закону наложения неприятностей, на самолёте отказывает нави ­ гационное оборудование и курсо-глиссадная система. В таком случае лётчику очень трудно психологически оторваться от аэродрома и ку­ да-то лететь, но другого выхода нет. Блажить в воздухе не в правилах Тимура, но топливо на исходе, аэродром Бельбек где-то внизу. Но профессионал всегда поймёт профессионала. Так вот, руководитель посадки - капитан, к со­ жалению, не помню его фамилии, едва ли не телепатически понял ситуацию и повёл само­ лёт Тимура, глядя на экран курсо-гиссадного комплекса, и по радио давая команды лётчику. Самолёт Тимура приземлился на запасной аэ ­ родром благополучно. Скажете, обычное дело? А сколько аналогичных ситуаций закончилось иначе? Тимур при случае вспоминал фразу, при­ надлежащую маршалу Ворожейкину: «Если бы каждое чуть-чуть заканчивалось бы к а ­ тастрофой, то не было бы ни одного жи­ вого пилота». В этой фразе есть одно неоспоримое - к аж ­ дый лётчик допускает ошибки. Но ошибка ошибке рознь. А если сюда добавить, что всего не предусмотришь, то уйти можно очень дале­ ко. Поэтому в авиации очень щепетильно отно­ сятся к разбору всех отклонений от штатной работы, как техники, т ак и лётчика. Учиться лучше на чужих ошибках, а не на своих. В этом плане опыт старших лётчиков, а тем более вое­ вавших, трудно переоценить. Тимур ещё в учи­ лище г. Ейска, а потом и в академии, разыски­ вал лётчиков-фронтовиков. Расспрашивал их о том, что не написано в мемуарах, и сделал для себя удивительные открытия: наряду с боевы­ ми потерями, такое же число лётчиков теряли из-за ошибок в технике пилотирования и из- за пьянства. Самой правдивой книгой о войне считал «В военном воздухе суровом» В. Емелья- ненко. Из общения с фронтовиками он сделал общеизвестные и тогда и сейчас выводы, про­ стые и одновременно сложные: лётчик должен в совершенстве владеть самолётом, чтобы в бою пилотировать самолёт интуитивно, (да простят меня методисты), всё внимание сосредоточив на противнике и оружии. Лётчик должен знать все возможности самолёта, включая запредельные. Лётчик должен знать технику (корабли, самолё­ ты) противника, их сильные и слабые места. В лётчика истребителя с пелёнок должно быть вло­ жено чувство коллективизма и ответственности за товарища - современная война - не рыцар­ ский турнир. Боевые действия не должны про­ извести на лётчика шокового впечатления - всё это он должен увидеть и почувствовать во вре­ мя учёбы. А кроме того, лётчик должен обладать тренированным здоровьем, чтобы переносить предельные перегрузки. Должен знать практиче­ скую тактику, психологию подчинённых и про­ тивника. Уметь управлять своими подчинённы­ ми на земле и в воздухе. Всем этим требованиям Тимур стремился соответствовать с первого дня от Нахимовского училища и до последнего полё­ та. И на этом пути его окружали не только при­ ятные открытия... В мирное время, на то оно и мирное, чтобы всё было тихо и благообразно. А посему долж­ но летать потихонечку и опыт приобретать не в учениях, а за учебным столом. В таких условиях боевой подготовки в военное время для нас в аж ­ на будет победа любой ценой, в итоге - соотно­ шение потерь 1:7 в пользу противника. Любой человек, нарушающий предписания руководства по ограничению минимальной вы ­ соты полёта, перегрузке, освоению непредусмо­ тренных курсом боевой подготовки видов полё­ тов, может поставить крест на своей карьере. Остаётся только удивляться настойчивости Ти­ мура, силе его знаний и обаяния, так как он я в ­ лялся профессиональным нарушителем всех з а ­ претов. & __________________________________________ 423

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz