Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).
ЗЛ ШуШКіУУО (РОССИЮ ТенералШимур Лпащідэе — палубный военный лётчик^номер один ПОЛЁТЫ И СПОРТ Н есмотря на свою занятость, у Тимура всегда находилось время для полётов и спорта. Даже в самых немыслимых ситуациях. Остается только удивляться его способности заниматься любимым делом. Перелёт трёх спарок Иркутск-Саки. В воз духе у одного из самолётов отказывает двига тель, вся группа совершает вынужденную по садку в аэропорту города Абакан. Так вот в тот же вечер Тимур уже тренировался в местной секции карате. И т ак было каждый день, пока из Иркутска не прилетела бригада, заменила неисправный двигатель, заводские лётчики выполнили облёт самолёта. А у Тимура и позна комившихся с ним сибиряков остались самые приятные впечатления друг о друге. Иногда казалось мистикой, насколько бы стро он мог наладить понимание и взаимодей ствие с совершенно незнакомыми людьми. Саки, ночные полёты. Из-за эргономиче ских недостатков кабины и высокого нервного напряжения, лётчик вместо шасси выпускает гак и сажает СУ-25УТГ на брюхо. Естественно, что мгновенно убрать самолёт с полосы не уда ётся, и все самолёты, находящиеся в воздухе, в том числе и МиГ-29 Тимура, отправляются на запасной аэродром. По закону наложения неприятностей, на самолёте отказывает нави гационное оборудование и курсо-глиссадная система. В таком случае лётчику очень трудно психологически оторваться от аэродрома и ку да-то лететь, но другого выхода нет. Блажить в воздухе не в правилах Тимура, но топливо на исходе, аэродром Бельбек где-то внизу. Но профессионал всегда поймёт профессионала. Так вот, руководитель посадки - капитан, к со жалению, не помню его фамилии, едва ли не телепатически понял ситуацию и повёл само лёт Тимура, глядя на экран курсо-гиссадного комплекса, и по радио давая команды лётчику. Самолёт Тимура приземлился на запасной аэ родром благополучно. Скажете, обычное дело? А сколько аналогичных ситуаций закончилось иначе? Тимур при случае вспоминал фразу, при надлежащую маршалу Ворожейкину: «Если бы каждое чуть-чуть заканчивалось бы к а тастрофой, то не было бы ни одного жи вого пилота». В этой фразе есть одно неоспоримое - к аж дый лётчик допускает ошибки. Но ошибка ошибке рознь. А если сюда добавить, что всего не предусмотришь, то уйти можно очень дале ко. Поэтому в авиации очень щепетильно отно сятся к разбору всех отклонений от штатной работы, как техники, т ак и лётчика. Учиться лучше на чужих ошибках, а не на своих. В этом плане опыт старших лётчиков, а тем более вое вавших, трудно переоценить. Тимур ещё в учи лище г. Ейска, а потом и в академии, разыски вал лётчиков-фронтовиков. Расспрашивал их о том, что не написано в мемуарах, и сделал для себя удивительные открытия: наряду с боевы ми потерями, такое же число лётчиков теряли из-за ошибок в технике пилотирования и из- за пьянства. Самой правдивой книгой о войне считал «В военном воздухе суровом» В. Емелья- ненко. Из общения с фронтовиками он сделал общеизвестные и тогда и сейчас выводы, про стые и одновременно сложные: лётчик должен в совершенстве владеть самолётом, чтобы в бою пилотировать самолёт интуитивно, (да простят меня методисты), всё внимание сосредоточив на противнике и оружии. Лётчик должен знать все возможности самолёта, включая запредельные. Лётчик должен знать технику (корабли, самолё ты) противника, их сильные и слабые места. В лётчика истребителя с пелёнок должно быть вло жено чувство коллективизма и ответственности за товарища - современная война - не рыцар ский турнир. Боевые действия не должны про извести на лётчика шокового впечатления - всё это он должен увидеть и почувствовать во вре мя учёбы. А кроме того, лётчик должен обладать тренированным здоровьем, чтобы переносить предельные перегрузки. Должен знать практиче скую тактику, психологию подчинённых и про тивника. Уметь управлять своими подчинённы ми на земле и в воздухе. Всем этим требованиям Тимур стремился соответствовать с первого дня от Нахимовского училища и до последнего полё та. И на этом пути его окружали не только при ятные открытия... В мирное время, на то оно и мирное, чтобы всё было тихо и благообразно. А посему долж но летать потихонечку и опыт приобретать не в учениях, а за учебным столом. В таких условиях боевой подготовки в военное время для нас в аж на будет победа любой ценой, в итоге - соотно шение потерь 1:7 в пользу противника. Любой человек, нарушающий предписания руководства по ограничению минимальной вы соты полёта, перегрузке, освоению непредусмо тренных курсом боевой подготовки видов полё тов, может поставить крест на своей карьере. Остаётся только удивляться настойчивости Ти мура, силе его знаний и обаяния, так как он я в лялся профессиональным нарушителем всех з а претов. & __________________________________________ 423
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz