Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

(Валерий Алексеев ром соединения. Что интересно, сразу же те от­ ветственные товарищи, что в унисон вчераш ­ нему командиру, едва ли не научно, обоснова­ ли невозможность полётов сегодня, поменяли точку зрения на 180°. Воля командира творит чудеса! Сразу нашлись запасные части для назем­ ных средств управления полётами, летающая лаборатория из Москвы облетала и отъюстиро­ вала радиотехнические средства посадки. На­ шлось топливо, деньги для заводских специа­ листов по ремонту самолётов. Начались интен­ сивные, а главное, регулярные полёты. И ещё одна маленькая деталь: весь личный состав не получал зарплату уже полгода. И многие, кроме полётов, успевали как-то подрабатывать: кто ночным таксистом, кто торговлей, рыбалкой. До сих пор непонятно, за счёт чего жили семьи. И сразу стала складываться очень интерес­ ная ситуация: для того, чтобы авианосец вышел в море по своему назначению, должны иметь соответствующую подготовку авиационное крыло и экипаж корабля. Флотоводцы не осо­ бенно напрягались, в надежде, что все завалит авиация. Но когда все увидели, как интенсив­ но готовится авиакрыло, пришлось впрягать­ ся и морякам - никто не хотел быть крайним. Несмотря на предельно напряженный график подготовки, удалось довести до самостоятель­ ных посадок на палубу чуть больше десяти лёт­ чиков. Надо отдать должное мужеству Тимура - вот где подвиг! «С запасом» подготовить каж ­ дого пилота не было ни средств, ни возможно­ сти, ни времени. Приходилось допускать к са­ мостоятельным полётам и посадкам на палубу лётчиков, прошедших минимально необходи­ мое количество учебных и тренировочных по­ лётов. Здесь нельзя было ошибиться ни в оцен­ ке лётной подготовки каждого лётчика, ни в его психологическом состоянии. Цена ошибки - даже страшно предположить. Оценку готов­ ности каждого лётчика выполнял Тимур, он же давал разрешение на каждый полёт. На нём ле­ жала вся ответственность, и он прекрасно по­ нимал, что в трудной ситуации делить её с ним никто не будет. Как всегда в России в последний день, (да­ лее начиналась полярная ночь) авиацию необ­ ходимо было в полном составе перебазировать на авианосец. Н а ч а л а с ь б о е в а я с л у ж б а . Тимур на ВС взял очень много людей - прак­ тически всех, кого только можно было. Многие, в том числе и я, осуждали его за это, считая что на берегу должна жизнь идти своим чередом. Прошло 24 года, из людей, которые ходи­ ли на ВС, в строю остались единицы. А опыт и умение по книжке не приобретаются, они пе­ редаются только из рук в руки. Тимур часто ошибался в людях, но в оценке лётных качеств никогда. Решения и ответственность за них понима­ ли все, что «Кузнецов» вышел в океан, и необ­ ходимо использовать этот выход для изучения возможностей авианосца, авиации в том чис­ ле, на все 100. И многое было сделано. В том числе была предпринята попытка исследования возможностей комплекса само­ лёт-авианосец на предельно допустимую баль- ность волнения моря при выполнении полётов с корабля. Уж на что Тимур ф анат полётов, но в тех условиях о н б ы л п р о т и в . Однако выше­ стоящий командир приказал. В довольно се­ рьёзный шторм самолёты авиакрыла были под­ няты в воздух. После взлёта погода резко ухуд­ шилась. Запасных аэродромов нет. Лётчикам приходилось садиться, когда палуба качалась ±3 м. Тимур, не будучи человеком набожным, в эти минуты обратился к Богу, т ак как более уповать было не на кого. На конференции по итогам БС автором этой идеи было сказано: «Лётчикам иногда приходи­ лось исправлять ошибки командиров». САМОЛЮБИВ П ри полётах в нейтральных водах вза ­ имное поведение лётчиков разных го­ сударств определяется нормами международ­ ного права и общепринятыми иволютивными сигналами. Но кроме законов писаных есть и другие. Если у самолёта «повис» на хвосте само­ лёт другого государства - это означает потерю бдительности и соответственно «поражение». Такой случай произошёл на БС с нашим лёт­ чиком: его перехватили израильские истреби­ тели, о чём он чистосердечно рассказал после посадки на авианосец. Гнев Тимура на разборе полётов был запредельными, в ход были пуще­ ны самые нелицеприятные и другие выраже­ ния не из словаря дикторов ТВ. Лётчик, как сам он рассказывал, не рад был, что рассказал всё, как было. Как бы то ни было, но до конца БС ни один самолёт перехвачен не был. 422

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz