Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

ЗЛ ШуШКіУУО (РОССИЮ ТенералШимур Лпащідэе — палубный военный лётчик^номер один пострадал». Его карьера складывалась весьма удачно, и ему уже было дано «Добро» на посту­ пление в академию, а тут учения, а он отвечает за ПВО корабля, задача: отразить атаку крыла­ тых ракет. Так вот, ракеты подошли к кораблю на столь малой высоте и так энергично выпол­ няли манёвры, что захвата, сопровождения и уничтожения не получилось, из-за чего - «дробь» по академии. В конце он добавил, что полётом всех крылатых ракет, в реальности самолётами СУ-17М управлял какой-то КИКАБИДЗЕ. При­ шлось моряку ждать академии ещё год или два. РИСК Р емесло лётчика к безопасным не от­ носится. Но один летает строго по ин­ струкции, второй - бесшабашно и безумно пытается выполнить то, что ему ещё не по си­ лам, и кончается это, как правило, печально. Т ретий делает риск нормой существования. Как и почему это происходит, не знаю - в учи­ лище всех учат одинаково, по одной и той же программе, разве что инструкторы разные... С первого самостоятельного полёта в Тимуре по­ селилось стремление летать на пределе возмож­ ностей самолёта и возможностей лётчика. Если это учебная атака кораблей, то обязательно «смахнуть пыль с палубы», если полёт на малой высоте, то ниже телеграфных столбов, пугая до смерти водителей и пассажиров автомобилей. Особенно хочется сказать о манёврах, которые были «вылизаны» Тимуром до идеала. Это а та ­ ка наземной цели с горки. Суть заключалась в том, что самолёт подходит к цели на высо­ те 10-20 метров, затем резко взмывает вверх и тут же пикирует, прицеливается, применяет оружие и на малой высоте уходит от цели. Суть в том, что все это необходимо сделать за 10-12 секунд, в этом случае ПВО противника просто не успевает ничего сделать. Так вот Тимур со своими лётчиками выполнял этот манёвр п а ­ рой. СЛАБОСТЬ Н е любил, когда на него обижались. И некоторые сослуживцы, поняв это, из­ влекали для себя немалые выгоды. Но таких, к чести коллектива, совсем немного (2 человека). Прекрасно устроены, материально обеспечены. Лётчик - магическое для Тимура слово. Лёт­ чику многое сходит с рук. Это правда. Не знаю профессии, кроме лётчика, подготовка которо­ го обходилась бы т ак дорого в прямом денеж ­ ном смысле. Классного пилота при очень интен­ сивной работе можно подготовить за 4-5 лет, а в нынешних условиях - за все 10 лет. И лишить неба подготовленного лётчика за то, что он «ин­ тенсивно» отметил день рождения, по полной программе, с дракой, милицией - экономиче­ ски нецелесообразно. СЛАВА Ч еловеку, который добился в жизни мно­ гого и отмечен за свои заслуги звани ­ ями и наградами, в дальнейшем окружающие регулярно напоминают об этом, как правило, в превосходных степенях. И вот уже у человека «надуваются щеки», «нимб вокруг головы» и т.п. На прямой вопрос: «Как тебе медные трубы?», отвечал т ак же прямо: «Конечно, приятно, ког­ д а о тебе говорят хорошие слова. Но это зат­ мение на них (вышестоящих) нашло, раньше всё было гораздо понятнее, только рычали, я думаю, это скоро пройдёт». Не секрет, что Звезда Героя открывает мно­ гие двери, и Тимур использовал в полной мере «звездный» потенциал, чтобы выбить топливо для полётов, добиться жилья для вдовы погиб­ шего пилота. УДАЧА, ИЛИ ЧТО МОЖЕТ ОДИН ЧЕЛОВЕК Г оворят, что когда желания не соответ­ ствуют возможностям, то у человека отсутствует скромность. Тогда у Тимура её не существовало вообще, если это касалось лётно­ го дела. Середина 90-х годов, как ни странно звучит, прошлого века, в стране развал в воо­ руженных силах, растерянность. Наверное для того, чтобы сохранить лицо, руководство стра­ ны, то ли по привычке, то ли надеясь на то, что у нас и не такие задачи выполнялись, решает совершить поход в Средиземное море, по-воен­ ному, боевая служба. Начальные условия: у лётчиков вышли сро­ ки на допуск к полётам, для этого достаточно не летать три месяца, аэродром и все службы не готовы к полётам, оборудование вышло из строя, а запчастей нет . А самое главное, чело­ век, возглавлявший соединение, которое долж­ но было летать с кораблей, сам не хотел летать, а следовательно, не давал летать никому. Вот в таких условиях Тимур был назначен команди­ 421

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz