Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

(Валерий Алексеев всегда читал. В его ру­ ках можно было увидеть и памятку лётчикам о самолётах противника выпуска 1941 г., и са­ мый свежий справочник Джейн. Мемуары всех лётчиков последней во­ йны и локальных кон­ фликтов были прочита­ ны им самым доскональ­ ным образом. Ко многим обобщениям в мемуарах относился весьма крити­ чески, к н и г у В а с и л и я Е м е л ь я и е и к о «В в о е н ­ н о м в о з д у х е с у р о в о м » считал самой правдивой о войне в небе. Тимур Апакидзе и Сергей Степанов Санкт-Петербург. 1999 г. на авиаторов, но и людей из совершенно иных сфер деятельности. Перемен хотели многие, но для того, чтобы перемены наступили, необхо­ димо было работать и работать, а так , как р а ­ ботал Тимур, способны очень и очень немногие. В итоге т ак оно и вышло. Все лётчики, которыми командовал Тимур, в воздухе делали то, о чем другие могли только мечтать. Сколько за это пришлось выдержать Тимуру, знает только он сам: его «воспитывали», отстраняли от полётов, снимали с должности. Но он оставался самим собой, считал, что нашим лётчикам по силам делать то, что делают лучшие лётчики мира. Ему говорили: нельзя летать во всем диапазоне высот, скоростей и перегрузок самолёта. Представители промышленности упрекали его в том, что только на самолётах его полка проявляются серьёзные неисправности планера. Тимур обезоруживал простым ответом: противник не читает наши инструкции, а если и читает, то с целью поиска наших слабых мест. Тимур провёл в воздухе тысячи часов и не скрывал, что это лучшая часть его жизни. Он до седых волос (или их отсутствия) сохранил трепетное отношение к каждому полёту. Он го­ ворил, что держаться за ручку истребителя Бог позволяет не каждому. Любого лётчика считал избранным и мог простить ему практически всё. Некоторые лётчики знали эту слабость ко­ мандира и беззастенчиво пользовались. Мир авиации т ак устроен, что всё время учишься, и всё время кажется, что чего-то важного ты не знаешь. Уму непостижимо, как Тимур при его загруженности всегда учился и ЧТО ЕСТЬ ПОДВИГ? М ногие считают, для этого необходимо сделать что-то неординарное с риском для жизни. Думаю, что в России (слава Богу) много таких людей. Но есть подвиг ежеднев­ ный. Заниматься подготовкой лётчиков изо дня в день, из года в год, десятилетиями, под­ нимая планку своего и их профессионализма всё выше и выше. Знать лётные возможности и психологическое состояние каждого пилота, при этом видеть далеко вперёд. А для того, что­ бы воплотить планы и желания в жизнь, нужно преодолеть очень и очень много. Со стороны всё очень просто. Есть само­ лёты, есть лётчики и специалисты, готовящие технику, аэродром и все остальное к полётам. Одним словом, только летай. На самом деле: то нет топлива, то запасных частей, то закончился ресурс двигателей, то командование запретило полёты и т.д. Долго­ терпению Тимура и многолетнему его мужеству в преодолении этих препятствий можно толь­ ко позавидовать. Лётчикам палубной авиации повезло, благодаря неугомонности и настойчи­ вости Тимура, они в самые тяжёлые для ави а ­ ции годы летали. И не просто летали, а осваи­ вали новые, предельно сложные упражнения. Это непростое время на деле показало, что н а ­ род и армия едины. Тимур первым понял, что привычные схемы не работают и необходи­ мы нестандартные решения. Н а ш л и с ь л ю д и , д л я к о т о р ы х с л о в о « п а т р и о т и з м » н е п у с т о й 412

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz