Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

з а ш у т к о ю Р о с с и ю ТенералШймур Jlnaiquhe —палубный военный лётчик^номер один Вспомнили тогда и один из первых моих полётов на стажировке в Очакове. После сдачи зачётов мы с Мечиславом Савицким приступили к полётам на Л-39 по программе переучивания по истреби­ тельному курсу боевой подготовки. Тимур запланировал нам полёт на свободный воздушный бой. В одном самолёте мы с Тимуром, в другом Мечислав с Ярославом Чибиром. Взлетели, набрали скорость и высоту, и началось... Вначале они атако­ вали, мы оборонялись, потом менялись ролями. Каскады фигур шли непрерыв­ но, «кадушки», косые петли, полупетли, форсированные развороты, полуперево- роты. То замечаю, что мы «кадушками» несемся в землю, а высота уже 400 м, то уходим на солнце. Эта круговерть шла над аэродромом на малой высоте, сво­ бодные пилоты и техники, задрав голо­ вы, смотрели в небо. Потом была посад­ ка, заруливание, остановился двигатель, успокаиваются гироскопы приборов. Оцениваю и свой «гироскоп», понимаю, что он ещё «крутится», а через 15 минут лететь самостоятельно. Тимур кричит - разбор полёта потом. Быстро поднима­ юсь, отжимаюсь от фонаря, опускаюсь на стремянку и чувствую, что «гироскоп» понемногу приходит в себя (перерыв в сложном пилотаже был уже больше года из-за учёбы в академии). А с подобны­ ми полётами на воздушный бой вообще столкнулся впервые. Запомнились на всю жизнь несколько полётов в училище с ин- структором-спортсменом А.Турапиным (командир звена нашей «лидерной» груп­ пы) , он тогда готовился к соревнованиям по пилотажу на Л-29. Корреспондент мог бы написать про эти полёты: «капли пота, сорвавшись от резкой перегрузки с кончика носа, с грохотом упали на пол кабины...» Писа­ ли же они раньше: «Самолёт, резвясь и подпры­ гивая, остановился возле самого «Т». Здесь было другое. Сходил к баку с питьевой водой, попил и...все «гироскопы организма» встали на свои места. Тимур потом сказал, что внимательно смотрел на моё состояние, т ак как у него не все пилоты-истребители сразу могли подняться из кабины после подобной воздушной карусели. Всё-таки командира волновало, как его пило­ ты-штурмовики вливались в новый коллектив лётчиков-истребителей. Окончательно Тимур, по его словам, успокоился, когда после недол­ гой командировки в Москву в ЦНИИАГ (авиа­ I • I # ционный госпиталь) для проверки переносимо­ сти перегрузок (была тогда и такая проверка), узнал от Ярослава Генриховича Чибира, как проходила моя дальнейшая подготовка по про­ грамме. Тимур прилетел в начале апреля 2001 года в Калининград всего н а т р и лётные смены. Тогда ещё модно было «дружить» с Западом, и в Шве­ цию собиралась лететь пара Су-27 с Нивенско- го (истребители ВВС были переданы в авиацию БФ). Из-за малого налёта (по топливу) у коман- диров-инструкторов полка сложились большие перерывы в полётах, а во время визита в Шве­ цию предполагался ещё и показ пилотажа на Су-27. Это был период очередной дружбы со шведами. В предыдущем году на просьбу ко- 407

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz