Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).
(Валерий Алексеев пугнула многих. Были забыты рапорт а (рас писки) Тимуру о готовности к несению служ бу в любом районе мирового океана , «давнее детское желание» стать палубным лётчи ком вмиг исчезло... Давно уже напросился вывод, что без Тимура и ребят из «нашего двора» сохранить авианосец для России было бы попросту невозможно. Дру гих подобных лётчиков у России тогда не было. Ни для кого из нас не было секретом, что для лётного состава Як-38 был тормозом в развитии лётных качеств. Очень тяжело шла подготовка на класс на этом самолёте - не хватало «спарок» МиГ-21, легко можно было встретить майора с 3 классом... Из пилотов с Як-38 северного пол ка надо было ещё создавать подобную команду. Топливо не выделялось, д а и комплекс «НИТКА» остался в другом государстве, которое только позднее, спекулятивно, за огромные деньги «ве ликодушно» стало выделять издевательски огра ниченное время на подготовку наших пилотов. Нагрузка на каждого в этот период была очень большой: с утра до позднего вечера - полёты на «НИТКУ», снижение, удар, уход на второй круг. На остальную подготовку просто не оставалось ни топлива, ни времени. Только Иван Бохонко, Мечислав Савицкий и Валерий Хвиженко из пи лотов Як-38 прорвались на «палубу». Попытка Тимура увести самолёты Центра в Россию не увенчалась успехом. Нет, дело не в людях, они бы пошли бы за ним и перегнали самолёты. Дело в том, что Тимур дозвонился до руководства в Москву, но оттуда категорически запретили что-либо предпринимать. Ещё один удар Тимур испытал в период окон чания Академии Генштаба, узнав, что его пла нируют отправить начальником штаба ВВС СФ, подальше от полётов на «живую административ но-бумажную работу». Тогда он, испытав потря сение от подобного отношения, решил обратить ся к Главкому ВВС, чтобы уйти из авиации ВМФ, но остаться на лётной работе. Наш уважаемый и любимый лётным составом, лихой командир пол ка на 4-м курсе училища Михайлов B.C. станет Главкомом ВВС России только через год. Запрос Тимура он бы не оставил без внимания... Но о Тимуре вновь вспомнили в авиации ВМФ, как это было ранее после предложения Э.Шеварнад- зе стать Командующим ВВС Грузии. Быстро на шли должность заместителя командующего ави ации ВМФ России... 5 апреля 2001 года. Тимур улетает в Москву. Помогаю ему ремонтировать молнию на комби незоне. Банальнее не бывает. Так уж получилось, что на утренний рейс на Москву Шереметьевские авиалинии не прода ли ему билет по льготному талону Героя России. Калининградские же авиалинии без проблем выдали нам билет, но до рейса оставалось ещё много времени, и мы вернулись ко мне домой... По дороге Тимур вспомнил, как лихо америка нец подобрал ему точно по размеру комбинезон для полёта с авианосца «Америка» на Р-3 «Ви кинг». Тогда вертолёт, летевший к американцам с нашей делегацией, чуть не ушёл без него. И только случайно моряки в вертолёте вспомни ли, что для предстоящего полёта с авианосца им вообще-то нужен ещё и лётчик. Тимур был в нашем лётном комбинезоне - выцветшем, потертом, своём рабочем. В подобных комби незонах проходила вся наша лётная служба. И.Касатонов, увидев комбинезон, дал команду надеть обычную форму со звездой Героя Рос сии. Все возражения Тимура о том, что эта форма не для полётов, он даже слушать не стал... Американец, слегка удивившись от т а кой «готовности» Тимура к полёту, невозмути мо вернулся с новеньким комбинезоном точно по размеру... Этот-то подаренный комбинезон Тимур и принёс после похода на швейную ф а брику по пошиву формы и попросил сшить для наших лётчиков подобные, только лучше к а чеством. Так и появились новые удобные ком бинезоны с красивыми нашивками. И опять роль Тимура вписана в историю страны... В ожидании вылета понеслись наши разговоры. На следующий день он улетал в Комсомольск для выполнения показательных полётов на Су- ЗОСМ перед китайцами. Какие там были при казы и договора на подобные вылеты, он мне ничего не ответил. Получалось как-то легко и просто, типа: «Хочешь полетать - лети!» Тогда же посоветовал ему узнать и об оплате этих по казательных вылетов (от фирмы Сухого). Ти мур очень удивился, что подобные полёты ещё и оплачиваются, так как деньги его никогда не интересовали. Он рвался только летать и ле тать. Штабная работа без полётов его угнетала. В предыдущую нашу встречу рассказал Тимуру о своём прохождении как бы «ВАК - врачебно лётной комиссии» в санатории, чтобы убедить ся в состоянии своего здоровья. Тимур сказал, что сделал т ак же. Постоянные перегрузки и физические, д а ещё и моральные приводили к повышенному износу организма лётчиков, осо бенно палубных. Влияние перегрузок на орга низм со временем было уже не скрыть. Тимуру периодически приходилось отстаивать своих пилотов ещё и перед медиками... 406
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz