Алексеев, В. В. За великую Россию. Генерал Тимур Апакидзе – палубный военный летчик номер один / Алексеев Валерий Валентинович. - Изд. второе, испр. и доп. – Москва : [б. и.], 2024. – 693 с.: цв. ил. - (Библиотека летчика).

(Валерий Алексеев пугнула многих. Были забыты рапорт а (рас­ писки) Тимуру о готовности к несению служ­ бу в любом районе мирового океана , «давнее детское желание» стать палубным лётчи­ ком вмиг исчезло... Давно уже напросился вывод, что без Тимура и ребят из «нашего двора» сохранить авианосец для России было бы попросту невозможно. Дру­ гих подобных лётчиков у России тогда не было. Ни для кого из нас не было секретом, что для лётного состава Як-38 был тормозом в развитии лётных качеств. Очень тяжело шла подготовка на класс на этом самолёте - не хватало «спарок» МиГ-21, легко можно было встретить майора с 3 классом... Из пилотов с Як-38 северного пол­ ка надо было ещё создавать подобную команду. Топливо не выделялось, д а и комплекс «НИТКА» остался в другом государстве, которое только позднее, спекулятивно, за огромные деньги «ве­ ликодушно» стало выделять издевательски огра­ ниченное время на подготовку наших пилотов. Нагрузка на каждого в этот период была очень большой: с утра до позднего вечера - полёты на «НИТКУ», снижение, удар, уход на второй круг. На остальную подготовку просто не оставалось ни топлива, ни времени. Только Иван Бохонко, Мечислав Савицкий и Валерий Хвиженко из пи­ лотов Як-38 прорвались на «палубу». Попытка Тимура увести самолёты Центра в Россию не увенчалась успехом. Нет, дело не в людях, они бы пошли бы за ним и перегнали самолёты. Дело в том, что Тимур дозвонился до руководства в Москву, но оттуда категорически запретили что-либо предпринимать. Ещё один удар Тимур испытал в период окон­ чания Академии Генштаба, узнав, что его пла­ нируют отправить начальником штаба ВВС СФ, подальше от полётов на «живую административ­ но-бумажную работу». Тогда он, испытав потря­ сение от подобного отношения, решил обратить­ ся к Главкому ВВС, чтобы уйти из авиации ВМФ, но остаться на лётной работе. Наш уважаемый и любимый лётным составом, лихой командир пол­ ка на 4-м курсе училища Михайлов B.C. станет Главкомом ВВС России только через год. Запрос Тимура он бы не оставил без внимания... Но о Тимуре вновь вспомнили в авиации ВМФ, как это было ранее после предложения Э.Шеварнад- зе стать Командующим ВВС Грузии. Быстро на­ шли должность заместителя командующего ави ­ ации ВМФ России... 5 апреля 2001 года. Тимур улетает в Москву. Помогаю ему ремонтировать молнию на комби­ незоне. Банальнее не бывает. Так уж получилось, что на утренний рейс на Москву Шереметьевские авиалинии не прода­ ли ему билет по льготному талону Героя России. Калининградские же авиалинии без проблем выдали нам билет, но до рейса оставалось ещё много времени, и мы вернулись ко мне домой... По дороге Тимур вспомнил, как лихо америка­ нец подобрал ему точно по размеру комбинезон для полёта с авианосца «Америка» на Р-3 «Ви­ кинг». Тогда вертолёт, летевший к американцам с нашей делегацией, чуть не ушёл без него. И только случайно моряки в вертолёте вспомни­ ли, что для предстоящего полёта с авианосца им вообще-то нужен ещё и лётчик. Тимур был в нашем лётном комбинезоне - выцветшем, потертом, своём рабочем. В подобных комби­ незонах проходила вся наша лётная служба. И.Касатонов, увидев комбинезон, дал команду надеть обычную форму со звездой Героя Рос­ сии. Все возражения Тимура о том, что эта форма не для полётов, он даже слушать не стал... Американец, слегка удивившись от т а ­ кой «готовности» Тимура к полёту, невозмути­ мо вернулся с новеньким комбинезоном точно по размеру... Этот-то подаренный комбинезон Тимур и принёс после похода на швейную ф а ­ брику по пошиву формы и попросил сшить для наших лётчиков подобные, только лучше к а ­ чеством. Так и появились новые удобные ком­ бинезоны с красивыми нашивками. И опять роль Тимура вписана в историю страны... В ожидании вылета понеслись наши разговоры. На следующий день он улетал в Комсомольск для выполнения показательных полётов на Су- ЗОСМ перед китайцами. Какие там были при­ казы и договора на подобные вылеты, он мне ничего не ответил. Получалось как-то легко и просто, типа: «Хочешь полетать - лети!» Тогда же посоветовал ему узнать и об оплате этих по­ казательных вылетов (от фирмы Сухого). Ти­ мур очень удивился, что подобные полёты ещё и оплачиваются, так как деньги его никогда не интересовали. Он рвался только летать и ле­ тать. Штабная работа без полётов его угнетала. В предыдущую нашу встречу рассказал Тимуру о своём прохождении как бы «ВАК - врачебно­ лётной комиссии» в санатории, чтобы убедить­ ся в состоянии своего здоровья. Тимур сказал, что сделал т ак же. Постоянные перегрузки и физические, д а ещё и моральные приводили к повышенному износу организма лётчиков, осо­ бенно палубных. Влияние перегрузок на орга­ низм со временем было уже не скрыть. Тимуру периодически приходилось отстаивать своих пилотов ещё и перед медиками... 406

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz